Государственная помощь детям с ограниченными возможностями

В этой статье постарались полностью описать тему: "Государственная помощь детям с ограниченными возможностями" и прокомментировать ее для неопытных людей. Если у вас по мере прочтения возникнут вопросы обратитесь к консультанту.

Государство оказывает помощь детям-инвалидам на федеральном и региональном уровнях. Кроме детей, поддержку получают и их родители. Она выражается не только в денежных выплатах, но и льготах в разных областях жизни. На что можно рассчитывать в 2019 году, и куда обращаться семьям с детьми, имеющими инвалидность? В регионах способы поддержки инвалидов могут отличаться.

Законодательное регулирование вопроса

Целый ряд законодательных актов регулирует вопросы выплат и оказания соцпомощи детям-инвалидам в 2019 году:

  • Федеральный Закон № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов».
  • Закон № 273- ФЗ «Об образовании».
  • Закон № 340- 1 «О государственных пенсиях».

Закупка товаров и услуг для предоставления их нуждающимся семьям в рамках поддержки детей-инвалидов, осуществляется на основании Постановления Правительства №44-ФЗ «О государственных закупках».

ФЗ №181 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» описывает не только меры поддержки, но и правила ее предоставление: порядок прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ) и разработки специальных программ реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Выплаты регулируются несколькими законами:

  • ФЗ №178 от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи».
  • ФЗ №388 от 29.12.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Приказ Минздрава РФ от 04.07.1991 N 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» 117 1991 определяет перечень проблем со здоровьем у детей для установления инвалидности, а также предоставление автономных средств передвижения.

Какие льготы и выплаты положены от государства детям-инвалидам

Дети-инвалиды имеют такой статус до 18 лет. После совершеннолетия им необходимо пройти МСЭ, которая определит группу инвалидности. Размер помощи и порядок ее оказания отличаются до и после 18 лет.

До совершеннолетия ребенку с ограниченными возможностями полагается максимальный размер социальной пенсии. Помимо этого набор социальных услуг и другие суммы.

  1. Ежемесячная материальная помощь детям-инвалидам – 1478,09. Она подлежит индексации.
  2. Набор социальных услуг каждый месяц: медицинские средства на сумму 811,55, на приобретение путевок – 1505,64, бесплатный проезд в общественном транспорте – 116,04.
  3. Самая больная ежемесячная выплата – социальная пенсия. В 2019 году ее размер составляет 12557.

От набора социальных услуг можно отказаться. Для этого нужно подать соответствующее заявление заранее. Для отмены в 2019 году нужно успеть обратиться с заявлением до 1.10.2019 года. Если социальные услуги не требуются, то отказ от них увеличивает ежемесячную выплату до 2527,06.

Важно! Можно отказаться не от полного набора социальных услуг, а только от его части. В этом случае размер ЕДВ будет разниться в зависимости от выбранной услуги.

Социальную пенсию могут устанавливать как до совершеннолетия, так и на несколько лет. В зависимости от того, какая инвалидность у ребенка.

Медицинская помощь детям-инвалидам включает льготы на медицинские товары, лекарства и средства, необходимые для протезирования и реабилитации, продукты лечебного питания. В перечень входят коляски для инвалидов, некоторые протезные изделия. Порядок предоставления колясок и других автономных средств закреплен в Приказе Минздрава 117.

Санаторно-курортное лечение предоставляется на 21 день. В некоторых случаях, при особых травмах оно продляется до 24 дней. Путевки выдаются и на детей, и на родителей. Оздоровиться можно раз в год.

Инвалид детства, их родители и опекуны могут воспользоваться льготами на проезд в общественном транспорте. В пределах города на автобусах, маршрутных такси, трамваях, троллейбусах проезд полностью бесплатный. Раз в год можно воспользоваться правом на скидку в 50% на проезд всеми видами транспорта международного назначения.

Еще один способ поддержать семьи с детьми-инвалидами – выплата пособия по уходу. В некоторых ситуациях родители вынуждены оставить работу или нанять сиделку по уходу за ребенком. Для определенного числа семей это финансово не осуществимо. Поэтому, на государственном уровне установлено, что если ребенку требуется постоянный уход, то его родители могут оформить выплату в размере 5500 ежемесячно, а если помощь ребенку-инвалиду оказывает посторонний человек – 1200. Регионы могут менять размер этой дотации, например, в Москве выплачивают родителям 12000.

Родители детей с ограниченными возможностями защищены законодательно:

  1. Нельзя уволить женщину, если она единственная обеспечивает ребенка-инвалида. Исключение – полная ликвидация предприятия.
  2. Работница вправе получать до 4 выходных в месяц сверх лимита.
  3. Право на сокращенный рабочий день или неделю.
  4. На лечение и реабилитацию разрешается тратить часть материнского капитала.

Если инвалид достиг 18 лет, и ему присваивается первая группа инвалидности, то родитель, с которым он проживает, имеет право на пожизненные алименты на обеспечение потребностей такого иждивенца. Право на получение денег возникает, если родитель не может устроиться на работу, и получать доход из иных источников.

Еще один способ помощи семьям с детьми инвалидами – право на досрочный выход на пенсию родителей. Это возможно при соблюдении двух условий: воспитание ребенка-инвалида до 8 лет минимум; если наступило совершеннолетие, то должна быть отметка об инвалидности с детства. Если условия выполнены, то оба родителя могут выйти на пенсию на 5 лет раньше принятых сроков. При этом мужчины должны иметь стаж от 20 лет, а женщины от 15.

Налоговый вычет по НДФЛ полагается родителям и опекунам инвалидов до 18 лет или до 24 лет, если они обучаются на очном отделении в учебном заведении, имея 1 или 2 группу. Вычет на ребенка-инвалида в 2019 году распространяется на одного из родителей и достигает 12000 на каждого из детей с ограниченными возможностями. Опекунам положены 6000.

Семьи имеют право вставать в очередь на улучшение жилищных условий, на приобретение земельного участка. При наличии некоторых видов заболеваний норма площади жилого помещения увеличивается на 10м2.

Еще одна льгота – компенсация коммунальных расходов на 50%. Возвращается половина от уже внесенных платежей. Льготу необходимо подтверждать ежегодно.

Меры социальной поддержки

В качестве меры социальной помощи детям-инвалидам предусмотрено внеконкурсное зачисление в учебные заведения. Необходимо выдержать вступительные экзамены, после чего инвалида зачислят на учебу без учета проходного балла. Набор осуществляется в рамках квоты, поэтому не все дети с ограниченными возможностями могут быть зачислены, если желающих слишком много. Важно учитывать, что данная льгота предоставляется лишь один раз, поэтому изначально нужно принять осознанное решение.

Дети-инвалиды имеет право обучаться в специализированных учреждениях, если они имеются в регионе, или зачисляться в общеобразовательные и дошкольные учреждения вне очереди. Им должен быть предоставлен свободный доступ в общественные организации. Это значит, что входы должны быть оборудованы пандусами.

Многие заведения культуры предоставляют скидки на посещение людям с ограниченными возможностями. Для них устраиваются концерты в рамках поддержки, выдаются билеты на посещение других культурно-массовых мероприятий.[1]

[1]

Питание в школах, детских садах для детей-инвалидов бесплатное.

Такая помощь детям-инвалидам в России предусмотрена на федеральном уровне. Регионы вправе дополнять их собственными правками, исходя из политики региона и возможностей местных бюджетов.

Правила оформления помощи семьям с инвалидами

Первое, что должны сделать родители ребенка с ограниченными возможностями – оформить ему инвалидность. После этого можно обращаться за государственной поддержкой. В зависимости от того, на какую льготу претендует семья, придется собирать разные пакеты документов и обращаться в разные инстанции.

  • паспорт заявителя и свидетельство о рождении ребенка;
  • справка после прохождения МСЭ;
  • справка о составе семьи;
  • справка об оплате коммунальных услуг без скидок.

Обратиться за компенсацией трат на реабилитацию из средств из маткапитала стало возможно с 2016 года. Расходы нужно подтвердить документально, поэтому важно сохранять чеки и квитанции. А после этого, собрав пакет документов, и получив в органе соцзащиты акт проверки купленной продукции, обращаться за компенсацией.

В пакет документов должен входить следующий набор бумаг:

  • удостоверяющий личность документ;
  • заявление;
  • СНИЛС;
  • платежные документы;
  • разработанную индивидуальную программу реабилитации ребенка;
  • акт проверки;
  • финансовые реквизиты.

Собранные бумаги через интернет или лично необходимо представить в ПФ по месту проживания.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом также назначает Пенсионный Фонд. Для этого нужно обратиться по месту жительства с документами:

  • справкой об инвалидности;
  • заявлением;
  • копией паспорта;
  • свидетельством о безработице из Центра занятости;
  • документом из ПФР об отсутствии иных выплат;
  • заявлением о согласии на уход за инвалидом.

Трудовые льготы предоставляет работодатель после письменного обращения работника.

За льготами по ЖКХ нужно обращаться в центр соцзащиты по месту жительства со следующими документами:

  • паспортом заявителя и свидетельством о рождении ребенка;
  • справкой после прохождения МСЭ;
  • справкой о составе семьи;
  • справкой об оплате коммунальных услуг без скидок.
Читайте так же:  Сокращение пенсионеров: работодателю и пенсионеру

При наличии задолженности потребуется полностью ее погасить, а потом уже обращаться с заявлением.

Региональные особенности получения помощи для детей-инвалидов

Выплаты могут отличаться в различных регионах. Это происходит, потому что в некоторых из них действуют повышающие коэффициенты. Так, самый маленький составляет 1,15, а большой – 2. Наличие коэффициента устанавливается на Федеральном уровне и зависит от многих факторов, характеризующих общий уровень жизни в регионе.

О том, как еще помочь детям-инвалидам сверх установленных федеральных мер, местные власти решают ежегодно. Иногда меры поддержки дополняются, в других случаях применяется индексация уже существующих выплат.

Например, в Самарской области помощь детям-инвалидам оказывает Областной Реабилитационный центр социальной помощи семье и детям. Его цель – восстановление функций, утраченных в результате травмы или болезни.

В 2000 году в области начата программа реорганизации системы обучения детей-инвалидов, введены принципы инклюзивного образования.

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос

  1. Федеральный Закон № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов».
  2. Закон № 273- ФЗ «Об образовании».
  3. Закон № 340- 1 «О государственных пенсиях».
  4. Постановление Правительства №44-ФЗ «О государственных закупках». Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
  5. ФЗ №178 от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи».
  6. ФЗ №388 от 29.12.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».
  7. Приказ Минздрава РФ от 04.07.1991 N 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей — инвалидов в возрасте до 16 лет».

Семьи, имеющие ребенка-инвалида, нуждаются в особой поддержке. Им выплачивают материальную помощь и предоставляют различные льготы. Все это направлено на социальную адаптацию детей и создание возможностей для их полноценной жизни.

Кто относится 

Ребенок-инвалид — это несовершеннолетний с выраженными нарушениями развития (физического, психического, умственного), которые не дают ему себя чувствовать нормально в обществе, до достижения им 18-ти лет. Отклонения могут быть вызваны болезнью или полученные при рождении.

Больницы, в том числе и специализированные, диагностические центры после постановки диагноза и лечения могут предложить установление инвалидности ребенку, если проблемы со здоровьем мешают передвижению, общению, самообслуживанию, обучению, контролю за поведением.

Причинами инвалидности у детей может быть одна или несколько следующих причин:

  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • болезни головного или спинного мозга;
  • хронические поражения внутренних органов;
  • болезни мышц;
  • наследственные и генетические болезни;
  • общие заболевания;
  • увечья, травмы, ранения.

Ребенок будет направлен на МСЭ, медико-социальную экспертизу, где специалисты составят заключение.

Там ребенку дадут рекомендации, например:

  • необходимость ухода за ним в специализированном учреждении;
  • обеспечение вспомогательными средствами и требуемым оборудованием;
  • возможность обучения в спецучреждении или дома;
  • потребность в санаторно-курортном лечении определенного профиля определенный период времени;
  • совокупность реабилитационных мероприятий.

Не следует путать понятия инвалид с детства и ребенок-инвалид. К первой категории относятся совершеннолетние граждане, имеющие заболевания, дефекты и травмы и получившие инвалидность до 18-ти лет. Ко второй категории относятся дети, которым еще не исполнилось 18-ти лет.

В отношении детей, в отличие от взрослых, группы инвалидности не устанавливаются. После достижения 18-ти лет, если здоровье ребенка не улучшилось, ему присваивается первая, вторая или третья группа и статус инвалид с детства.

Какие льготы положены детям-инвалидам в 2018 году

Ребенку с ограниченными возможностями полагается ежемесячная поддержка от государства в виде социальных пенсий в размере 12 082 рубля и ЕДВ с учетом набора социальных услуг 2 527 рублей. Но выгоднее НСУ получать в натуральном виде. Кроме денежных выплат причитаются и различные льготы.

Жилищные льготы:

  1. Субсидия в пятидесятипроцентном размере от стоимости коммунальных услуг, аренды жилья, услуг связи. Предоставляется не только ребенку, но и всем совместно проживающим членам семьи.
  2. Приоритетное распределение жилья, если такая семья признана нуждающейся или малоимущей. В первую очередь выделяется детям с тяжелыми заболеваниями, например, ДЦП, шизофрения, ВИЧ, туберкулез в открытой форме, тяжелые почечные заболевания.
  3. Получение земельного участка для строительства или ведения хозяйства.

Льготы на обучение:

  1. Дети-инвалиды имеют право на внеочередное зачисление в детские сады и бесплатное пребывание в них. При нахождении в специализированных учреждениях оплату на себя берет государство, частные оплачивают родители и опекуны. Кроме того, существует возможность домашнего обучения для нуждающихся в этом.
  2. В школах им полагается бесплатное питание и щадящий режим при сдаче экзаменов.
  3. При успешной сдаче экзамена и отсутствии противопоказаний для обучения, ребенок может быть зачислен в средние специальные или высшие учебные заведения вне конкурса, по квотам или по преимущественному праву. Также ему предоставляется бесплатное обучение на подготовительных курсах.

Медицинские льготы:

  1. Для каждого больного составляется реабилитационная программа, в которую входят медицинские услуги и санаторно-курортное лечение, и проводится она за счет медицинского учреждения.
  2. Лекарства, выписанные специалистами, и лечебное питание выдаются бесплатно. Бесплатное оказание медицинской помощи.
  3. Производятся выплаты на приобретение инвалидных колясок, протезов, ортопедических изделий, слуховых аппаратов. Имеется возможность получения скидки до 70 процентов на вспомогательные средства.

Льготы на проезд:

  1. Бесплатный проезд на городских и пригородных маршрутах на любом транспорте, кроме такси, для больного ребенка и сопровождающего его лица.
  2. Пятидесятипроцентная скидка на проезд на воздушном, железнодорожном или речном транспорте один раз в год с октября по май.
  3. Бесплатный проезд для ребенка и сопровождающего лица к месту реабилитации или лечения.

Для получения льготы на проезд при покупке билета следует показать удостоверение ребенка, а сопровождающим специальная справка выдается в органах социальной защиты.

Какая помощь оказывается их родителям

После того, как ребенку присваивается статус инвалида, ему назначается пенсия по инвалидности. Одному из родителей, членов семьи, или любым лицам, осуществляющим за ним постоянный уход, также назначаются выплаты по уходу за ребенком-инвалидом.

Пособия начисляются при исполнении гражданами следующих условий:

  • они должны являться трудоспособными, но не должны работать;
  • не должны получать денежные средства на бирже труда;
  • осуществлять уход за ребенком-инвалидом или взрослым ребенком-инвалидом первой группы.

Период ухода будет включен в страховой стаж.

Размер ежемесячных денежных выплат определяется законодательно и составляет:

  • членам семьи и посторонним лицам 1 200 рублей;
  • родителям 5 500 рублей.

Налоговые льготы:

  1. Каждому родителю, усыновителю, имеющему особенного ребенка до 18-ти лет или во время его очного обучения до 24 лет (в случае присвоения инвалидности I или II группы), полагается налоговый вычет каждый месяц в размере 12 000 рублей. Опекуну, приемному родителю, попечителю выплачивается 6 000 рублей. Одинокие родители, опекуны, попечители получают налоговый вычет в двойном размере.
  2. Освобождение от налога на имущество родителей ребенка законодательством не предусмотрено. Хотя взрослый инвалид с детства, имеющий в собственности имущество, не должен оплачивать такой налог.
  3. Родитель, усыновитель, опекун ребенка с инвалидностью освобождается от транспортного налога на один легковой автомобиль мощностью до 100 лошадиных сил, купленный при поддержке центра занятости населения или переоборудованный специально для транспортировки инвалидов.

Льготы работающим родителям

Родителям, усыновителям, опекунам работодатели не могут отказать в приеме на работу на том основании, что они имеют ребенка-инвалида. Также не следует отправлять в командировки, на сверхурочные и ночные работы без их согласия, сокращать заработную плату или увольнять единственного родителя.

Граждане, имеющие на попечении ребенка с ограниченными возможностями, имеют право на неполный график работы, четыре дополнительных выходных ежемесячно, дополнительный неоплачиваемый отпуск.

Мать, воспитывающая ребенка до восьми лет, и не работающая это время, может зассчитать его в свой трудовой стаж. При наличии стажа не менее 15-ти лет, возраст ее выхода на пенсию снижается до 50-ти лет. Если на пенсию выходит отец, он должен иметь 20 лет стажа и возраст от 55-ти лет. Такой льготой может воспользоваться один из родителей.

Как оформить

Социальная защита больных детей включает в себя улучшающие их жизнь меры поддержки. Но для их получения необходимо заявить о своих правах. То есть следует обратиться в уполномоченные органы.
Сначала нужно ознакомиться с перечнем льгот, предоставляемых в регионе проживания семьи, так как он может быть расширен за счет местного бюджета.

Информацию можно узнать в органах социальной защиты при личном посещении или на сайте. Также консультациями занимаются многофункциональные центры, работающие во многих городах.

[3]

Затем необходимо открыть расчетный счет в банке, на который будут перечисляться денежные средства.

Пенсия по инвалидности, единовременная денежная выплата, набор социальных услуг начисляются в Пенсионном фонде. Следует предъявить справку из бюро МСЭ о присвоении инвалидности, другие документы и написать заявление на денежные выплаты.

В органах социальной защиты оформляются остальные виды льгот: на улучшение жилищных условий, на получение образования, на оплату коммунальных услуг, пособия для ухаживающего за ребенком лица.

[4]

Там специалисты выдадут справки на пользование льготами, которые родители должны отнести в организации, оказывающие эти услуги (например, в управляющую компанию).

Какие понадобятся документы

Для оформления льгот семье, воспитывающей ребенка с инвалидностью, необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • паспорт заявителя;
  • удостоверение ребенка-инвалида;
  • СНИЛС;
  • свидетельство о рождении всех детей;
  • свидетельство о браке или разводе;
  • справка о составе семьи;
  • справка от второго родителя, что он не оформлял данные льготы на таком же основании;
  • решение об усыновлении, передаче под опеку и попечительство;
  • документы о собственности на автомобиль;
  • бумага на право пользования жильем;
  • квитанции на оплату коммунальных услуг за предыдущий период;
  • акт обследования условий проживания;
  • реквизиты банковского счета для перечислений.
Читайте так же:  Пенсия инвалидам срочной службы: правила расчета и выплат, оформления

Родители должны обеспечить для ребенка с ограниченными возможностями комфортные условия проживания и не допускать ухудшения его здоровья. Без государственной поддержки адаптация детей с ограниченными возможностями была бы невозможна. Но и при наличии помощи, к сожалению, проблем остается очень много.

Видео по теме:

Государственная и социальная политика в области социальной защиты детей-инвалидов базируется на конституционно-правовых и международных законодательных пактах о правах и свободах человека.

В числе основных международных документов Организации Объединенных Наций (ООН), защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: Всеобщая Декларация прав человека; Декларация о правах инвалидов; Декларация о правах умственно отсталых лиц; Конвенция о правах ребенка; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов; Конвенция о правах инвалидов; Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и др.

Они отражают основополагающий принцип равенства прав, предоставляющий инвалидам те же права, что и всем людям.

В «Конвенции о правах ребенка», в частности, подчеркивается, что «государства – участники признают, что неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». Другими словами, всем детям с недостатками физического и умственного развития должна быть обеспечена возможность определить себя, как личность и реализовать свои возможности в безопасности и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей. Признается право неполноценного ребенка на особую заботу. Пункт 3 статьи 23 предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.

В Конвенции о правах инвалидов также отмечается, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми. Здесь предусмотрено их право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми, и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.

Российское законодательство имеет основополагающее значение для наполнения конкретным содержанием социально-медико-психолого-педагогической деятельности в сфере помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями.

На основании Федерального закона «Об образовании» Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены: типовые положения об образовательных специальных (коррекционных) учреждениях для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных санаторного типа для детей, нуждающихся в медико-социальной и психолого-педагогической помощи, а также порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, другие нормативно-правовые акты ведомственного и межведомственного характера.

Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусматривает широкую вариативность образовательных возможностей для таких детей, включая интегрированное обучение.

В России фактически по сегодняшний день существует три различных варианта образования детей-инвалидов:

  • специальные интернаты, дома-интернаты, специальные детские сады, школы;

  • общеобразовательные дошкольные учреждения, школы (интегрированное обучение);

  • обучение детей-инвалидов на дому.

В «Основных направлениях государственной социальной политики в интересах детей Российской Федерации до 2010 года» определены цели, приоритетные задачи их жизнеобеспечения и направления обеспечения их прав.

Стратегической целью государственной социальной политики в интересах детей на период до 2010 года является создание необходимых правовых, социально-экономических, социально-культурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка-инвалида в Российской Федерации на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития России.

В связи с этим, приоритетными направлениями государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, в том числе и с ограниченными возможностями, являются: охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни: обеспечение их качественного образования и воспитания; улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

Таким образом, государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно стремится пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития, разработать формы и определенные виды социальной помощи и поддержки в новых социокультурных условиях.

За рубежом уже сложились определенные стандарты, формы и методы работы с детьми-инвалидами. При этом в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории детей, обусловленные национальным своеобразием, социально-экономическими условиями, психолого-педагогическими традициями, ориентацией на определенные научные подходы. В то же время, существуют и некоторые общие тенденции, которые необходимо учитывать при создании системы оказания помощи таким детям. Во-первых, это максимально возможная интеграция ребенка-инвалида в общественную жизнь, в сообщество сверстников. Во-вторых, преимущественное воспитания этих детей в семье. В-третьих, направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение. В-четвертых, индивидуальный подход к абилитациии и реабилитациии ребенка в каждом конкретном случае.

В настоящее время в мире разработан ряд программ, учитывающих данные тенденции. Одна из таких, предложенная ООН, называется «Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении» (РНБО). Она определяется, как «стратегия развития общества, проводимая с целью уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов. Ее цели: изменить положение дел в этой области, проводить обучение, с вовлечением правительства и общественности; разработать систему, способную оказать помощь всем нуждающимся инвалидам». Суть программы заключается в том, что семья и непосредственное окружение, освоив некоторые основные реабилитационные навыки, а так же сам инвалид, способны самостоятельно осуществлять реабилитацию. Кроме того, им оказывается помощь и поддержка соответствующих учреждений систем здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты, чтобы сформировать и развить такие навыки у всех участников взаимодействия.

В США действует программа «Инклюжен». Ее основы были заложены «Реабилитационным Актом» (закон № 93-112, 1973г.) и законом об обучении детей-инвалидов (1974-1975 гг.), в которые со временем было внесено несколько поправок и дополнений. Модель «Инклюжен» подразумевает, что даже ребенок с синдромом Дауна может обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатывается отдельная программа, свои облегченные задания, при этом многое в успешности осуществления программы зависит от учителя. В основу инклюзивного обучения положена идея, которая исключает любую дискриминацию, обеспечивает доступную среду и равное отношение ко всем детям посредством создания условий для удовлетворения потребностей детей, имеющих ограниченные возможности. Инклюзивные подходы помогут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, уверенности в себе, предоставит возможность для их более эффективной социализации.

В Великобритании помощь детям-инвалидам, оказывают три группы организаций: частные владельцы домов, обеспечивающие уход за определенную плату; общественный сектор; местные власти, которые обеспечивают большую часть социальных услуг. Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных учреждениях при работе, например, с детьми с нарушенным интеллектом, особое внимание уделяется обучению навыкам общения, правилам поведения на улице, в общественных местах, для чего организуются специальные прогулки. Для детей-инвалидов и больных детей при госпиталях организуются специальные отделения трудотерапии, в которых социальные работники и ставят своей целью развитие у таких детей оптимального уровня независимости в повседневной жизни с точки зрения физической, психической и социальной. Социальный работник из Департамента социальных служб этой страны оказывает им помощь в виде совета, поддержки и консультирования по личным делам инвалида и его семьи; помогает в разработке индивидуальных программ реабилитации, которые согласовываются с клиентом и его семьей; организует нормальную, интересную культурную жизнь инвалида вне дома и т.п. Департамент может предоставить взаймы необходимое оборудование, выделить дотацию, оказывать помощь по телефону и т.д.

В Великобритании также существуют частные реабилитационные фирмы, которые по заказу инвалида могут предоставить любое оборудование. Интеграция в обучении и наличие спецшкол рассматриваются как необходимые параллельные условия образования таких детей. Они поддерживают порядок и гибкость системы образования и позволяют таким детям включаться в нее и отходить от нее по мере того, как меняются их потребности.

До поступления в школу в большинстве регионов Англии, а так же в некоторых других странах, используется система педагогического обслуживания на дому детей от рождения до 4-5 лет с задержками в развитии, которая зародилась в 1970 году в США, в основе которой индивидуальная программа, составляемая для каждого ребенка с учетом его особенностей, реабилитационных потенциалов.

Читайте так же:  Возможно ли увольнение во время больничного

В работе с детьми с нарушениями интеллекта в ряде других стран, преимущественно Скандинавских, организуются дома, в которых проживает не более 30 детей и создается обстановка, максимально приближенная к семейной. Специалисты проводят наблюдения за детьми, определяют методы лечения и реабилитации, разрабатывают индивидуальные программы обучения, которые для всех категорий детей-инвалидов, в основном, осуществляется в общеобразовательных школах. Школьная и общественная политика направлены в этом случае на то, чтобы создать условия для установления максимально близких взаимоотношений между учениками различных категорий.

Почти во всех западноевропейских странах функционируют Хосписы, некоторые из которых оказывают помощь детям с определенными заболеваниями, другие – всем нуждающимся тяжело больным людям. Самая крупная организация, решающая все психосоциальные проблемы, связанные с возникновением онкологического заболевания у детей и взрослых – «Норвежское общество борьбы с раком». Помощь, в основном, оказывается в окружных больницах (их пять), где работают психолог, специально обученная медсестра с подготовкой семейного терапевта, специалиста-соционома (социальный работник со специальной, в том числе и юридической, подготовкой) и, при необходимости, другие специалисты. В основе работы всех специалистов лежат следующие принципы: максимальная открытость, полное информирование о заболевании, его последствиях и т.д. в беседах с детьми и их родителями; создание максимально благоприятных психологических и социальных условий для семьи. Особое внимание уделяется работе с родителями и сиблингами (родные братья и сестры) больного ребенка. При хорошем прогнозе и благоприятном протекании лечения группа специалистов, в том числе и соционом, проводят для семьи индивидуальную семейную программу психосоциальной помощи.

Деятельность социального работника, в основном, направлена на поддержание необходимого материально-бытового уровня семьи, помощь родителям в оформлении необходимых документов на получение денежных пособий, страховых выплат и т.п. При необходимости он помогает в улучшении жилищных условий, санитарного состояния жилья, транспортном обслуживании ит.д.

Большое распространение при работе с онкологическими больными детьми во всем мире получила «Клоунотерапия». Так же активно используется «Арттерапия» в оказании помощи как детям, так и взрослым с ограниченными возможностями. Особенно важно это для детей, поскольку в детстве закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются пристрастия. Развитие художественных способностей детей с нарушением интеллекта особенным образом совершенствует их личность, восприятие, самосознание, интеллект и коммуникативные возможности.

Таким образом, в большинстве стран идет переход от раздельного образования и присмотра за детьми со специфическими нуждами к их полной интеграции, если это возможно. Этот переход регулируется соответствующим законодательством стран.

В настоящее время и в России социальная помощь и поддержка детям-инвалидам получает все более широкое распространение.

В самом общем смысле поддержка трактуется как деятельность специалиста по оказанию превентивной помощи детям с ограниченными возможностями, семьям, в которых они находятся, в решении их проблем в среде жизнедеятельности.

Она, по О.С Газману, предусматривает: обеспечение внутренних условий (формирование установок, реализацию потребностей, развитие способностей) для развития «самости» через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психической защиты, деятельности самоосуществления; создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для полноценного и безопасного психического и физического существования (питание, одежда, мебель, коррекционно-развивающие, образовательные, реабилитационные программы); организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, творческая деятельность, психологический климат в обществе). Следовательно, главная стратегия государственной политики в сфере защиты детей-инвалидов – оказание систематической, адекватной ситуации развития каждого такого ребенка, помощи и поддержки в раскрытии и реализации его ресурсов. Такая помощь и поддержка базируется на комплексном подходе, природосообразности, надситуативной активности, самоненасилии, толерантности, призвана ориентировать ребенка с ограниченными возможностями быть самим собой, прожить свою жизнь, реализовывать свою уникальность.

Рассматриваемая помощь и поддержка могут осуществляться на макроуровне (со стороны государства и общества), на мезоуровне (со стороны средств массовой коммуникации, образовательных и социальных учреждений, общественных и конфессиональных объединений и организаций), микроуровне ( со стороны семьи и специалистов).

Содержательно социальная помощь и поддержка детей-инвалидов осуществляется по нескольким направлениям: социально-педагогическая абилитация и реабилитация, социальная адаптация.

Абилитация (лат. abilitatio; от лат. habilis – удобный, приспособительный) – лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам, направленные на адаптацию их к жизни, формирование новых и усиление старых и имеющихся социального, психического и физического ресурсов ребенка, на те способности, которые могли бы компенсировать имеющиеся у него недостатки. Абилитация предполагает создание новых возможностей для развития социального потенциала ребенка, его навыков самообслуживания и опыта общественной жизни.

Социальная адаптация — это активное приспособление ребенка-инвалида к новым условиям среды жизнедеятельности путем усвоения и присвоения ценностей, принятых в конкретном сообществе, к структуре отношений в нем.

Такая адаптация предусматривает:

  • обеспечение накопления ребенком социальных образцов и способов социально приемлемого безопасного поведения, которые позволяют детям-инвалидам осваивать социальное пространство;

  • освоение социальных ролей, позволяющих войти в конкретное сообщество взрослых и сверстников;

  • присвоение приемлемых для себя и окружающих социальных норм.

Этому способствуют игры, тренинги, совместная деятельность.

Реабилитация – (лат. rehabilitatio – восстановление) предполагает комплекс медицинских, психолого-педагогических, технических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных расстройством функций детского организма, на восстановление навыков обучения, самовоспитания, самосовершенствования, социального статуса.

Среди детей-инвалидов большинство имеют различные нарушения в психике и поведении. К сожалению, далеко не во всех семьях понимают необходимость не только ухода за ребенком, но и его воспитания, как личности, способной нормально взаимодействовать с окружающими людьми и трудиться. В то же время установлено, что именно таким детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

Сегодня рекомендуется использовать одну из пяти тактик работы с родителями детей-инвалидов: непосредственная работа с конкретной семьей, в ходе которой демонстрируют нужные стратегии поведения, желательные приемы обучения, воспитания, оздоровления, решения проблем ребенка с ограниченными возможностями; опосредованная работа с конкретной семьей через контакты по телефону, передачу родителям карт, схем развития способностей такого ребенка, методических рекомендаций, сборников игр и упражнений, перечня телепрограмм, которые целесообразны для просмотра родителями вместе с детьми; непосредственная работа с группой родителей в форме занятий, обсуждения информации, проектирования совместной деятельности, анализа реабилитационных программ, тематических семинаров, привлечения к подготовке и проведению праздников и иных совместных культурно-досуговых мероприятий; опосредованная работа с группой родителей через рассылку информационных материалов, публикацию материалов на страницах СМИ, организацию тематических телепрограмм, использование технологии модерации; развитие контактов между семьями путем создания групп самопомощи и взаимопомощи.

Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида полезно:

  • организовывать работу в команде, где для каждого конкретного случая назначается куратор, координирующий действия всех;
  • осуществлять обмен опытом, в результате которого происходит обсуждение достижений, трудностей, путей их предупреждения и преодоления;

  • создавать группы поддержки, чтобы нейтрализовать влияние внешних и внутренних негативных факторов;

  • иметь в наличии раздаточный материал (вырезки из периодической печати, видеоматериалы, учебно-методическая литература, разработки и подборки дел).

Таким образом, социальная реабилитация детей-инвалидов преследует цель восстановления у ребенка социального опыта через реализацию целенаправленных программ и действий, направленных на вхождение индивида в общество или культурную систему. Осуществление реабилитации предусматривает по следующим направлениям:

  • Видео (кликните для воспроизведения).

    патронаж семей с целью выявления проблем, изучение микроклимата семьи, жилищно-бытовых условий, нуждаемости в услугах узких специалистов, возможность организации помощи ребенку в центре, оказание адресной социальной помощи, а также возможности обучения в домашних условиях;

  • непосредственную работу в учреждении, либо за его пределами со специалистами учреждения;

  • работа с детьми и родителями детей-инвалидов.

Содержание социально-психолого-медико-педагогической реабилитации предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций; подключение компенсаторных возможностей.

Она строится на следующих принципах:

  • раннее начало реабилитации. Раннее вмешательство зачастую позволяет устранить или компенсировать вредное воздействие инвалидизирующих нарушений, предотвратить накопление негативных последствий, и не допустить ухудшение состояния ребенка;

  • комплексное воздействие реабилитации. Психические, физиологические и моторные функции ребенка, которые в высшей степени интегрированы, их невозможно представить изолированными. Комплексная реабилитация детей-инвалидов отражает тесное взаимодействие медицинской, психологической, социальной реабилитации с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

  • непрерывность реабилитационного воздействия, которая подразделяется на последовательность и этапность реабилитационных мероприятий;

  • принцип индивидуального подхода.

Основными этапами социально-реабилитационной работы с детьми-инвалидами являются (по Б.А. Богданову):

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

  • социально-бытовой аспект (оценка наличного уровня и возможностей развития социально-бытовых навыков);

  • медико-физиологический аспект (сбор аналитических данных);

  • медико-психологический аспект (выявление острых проблем, кризисного состояния);

  • педагогический аспект (определение уровня образовательной подготовки);

  • социально-трудовой аспект (выявление отношения к трудовой деятельности, уровня развития трудовых навыков).

Читайте так же:  Особенности допроса малолетних и несовершеннолетних граждан

2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:

  • социально-бытовой аспект – развитие навыков самообслуживания;

  • медицинский аспект – составление комплекса оздоровительных и профилактических медицинских мероприятий, подбор упражнений адаптивной гимнастики;

  • психологический аспект – подбор комплекса индивидуально-ориентированных методик психокоррекционной терапии;

  • педагогический аспект – разработка индивидуального плана обучения и воспитания.

3. Реализация программы:

  • социально-бытовой аспект – включение ребенка в социально-бытовой процесс социального или образовательного учреждения, в процесс самообслуживания;

  • медицинский аспект – диспансеризация; курсы поддерживающего медикаментозного и физиотерапевтического лечения, упражнения, направленные на закаливание, усиление иммунитета, повышение сопротивляемости организма, освоение здоровьесберегающих технологий;

  • психологический аспект – индивидуальное психологическое консультирование, включение в группы, где используются технологии сказкотерапии, музыкотерапии, игротерапии, арттерапии, гарденотарапии, театрализованные игры, драматизация и другие;

  • педагогический аспект – реализация индивидуального плана формирования учебных умений и навыков, умений сотрудничать и преодолевать трудности;

  • социально-трудовой аспект – воспитание положительного отношения к труду, формирование соответствующих трудовых умений и навыков, ориентирование в мире профессий.

Социальная помощь и поддержка, следовательно, предусматривает включение ребенка в воспитательный процесс

Учебно-воспитательная деятельность организуется в восьми видах образовательных учреждений по обучению и реабилитации в рамках реализуемых образовательных программ. Кроме того, существуют две основные модели образовательной интеграции детей-инвалидов: интернальная – интеграция внутри системы специального образования (дети со сложными, сочетанными нарушениями в развитии) и экстернальная – взаимодействие специального и массового образования (интеграция в общеобразовательные учреждения детей-инвалидов).

Дети-инвалиды дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:

  • детских садах компенсирующего вида;

  • детских садах комбинированного вида;

  • дошкольных группах, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах;

  • образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад» компенсирующего вида.

В задачи комплексного развития таких детей в образовательно-воспитательных учреждениях:

  • социальное развитие;

  • познавательное развитие;

  • развитие общения и опыта коммуникативного взаимодействия;

  • физическое развитие и воспитание, формирование навыков самообслуживания;

  • предметная деятельность и игра;

  • формирование продуктивных видов деятельности;

  • эстетическое развитие (музыкальное воспитание, ознакомление с художественной литературой, эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства).

Коррекционно-педагогическая работа в рамках указанных направлений тесным образом связана с основными линиями развития детей-инвалидов любого возраста и подробно рассматривается в программных документах и методических разработках по воспитанию и обучению.

Скрининг детей, входящих в группы риска, и своевременное выявление инвалидизирующих заболеваний. Многим детям с ограниченными возможностями соответствующие диагнозы впервые ставят в учреждениях системы здравоохранения, куда такие дети попадают из-за очевидных физических проблем. В то же время некоторые нарушения развития не имеют явных внешних симптомов и могут оставаться невыявленными в течение многих месяцев и даже лет. Многие родители не умеют распознать признаки отставания в развитии или замечают его лишь тогда, когда оно принимает ярко выраженные формы. Естественно, несвоевременное выявление нарушений развития делает невозможным оказание профилактических услуг, которые способствовали бы нормальному развитию и позволяли бы минимизировать долгосрочные негативные последствия.

Оказание услуг, подбор ресурсов и межведомственная координация. Управлять процессом оказания услуг необходимо для того, чтобы каждая семья получила доступ к организациям, программам и ресурсам, наиболее полно удовлетворяющим ее потребности. Многие семьи нуждаются в одновременной помощи нескольких организаций или специалистов в таких областях как медицина, образование, денежные пособия, индивидуальные программы развития, психиатрическая и психологическая помощь, социальные услуги. Руководить такой работой должны профессионалы, способные проконтролировать оценку потребностей ребенка и его семьи, сформулировать цели и обеспечить составление четко сформулированного плана проведения интервенции. Важно также периодически оценивать эффективность оказываемых услуг. Социальные работники, отвечающие за руководство процессом оказания услуг, должны хорошо знать местные ресурсы, чтобы оперативно и последовательно направлять туда семьи, где они смогут получить необходимую им помощь.

В число этих услуг может входить предоставление «возможности иметь краткосрочный отдых» (Peter & Barney, 1993). Ее следует считать одной из форм поддержки. Многим родителям нелегко найти компетентного человека способного грамотно ухаживать за ребенком-инвалидом. Не имея возможности хотя бы иногда оставлять такого ребенка на попечение такого человека, родители порой не могут сделать даже простейшие вещи, например, сходить за покупками, не говоря о том, чтобы устроиться на работу вне дома.

К решению этой проблемы привлекаются люди, занимающиеся оказанием подобных услуг, — «помощник родителей», воспитатели обычных и специальных детских садов, групп кратковременного пребывания, приютов. Предоставление краткосрочного отдыха родителям детей, имеющих инвалидность, практикуется в большей степени в западных странах при финансовой поддержке и под совместным руководством представителей местных организаций социальной работы с детьми.

Развивающие услуги. Развивающие услуги призваны компенсировать отставание в развитии и содействовать ускорению его темпов. Кроме того, они преследуют своей целью освоение родителями навыков и формирование у них установок, необходимых для успешного ухода за детьми-инвалидами. Работа может идти по следующим направлениям:

  • стратегии управления поведением;

  • организация досуга;

  • планирование и ведение домашнего хозяйства;

  • получение доступа к поддерживающим услугам, предлагаемым местными общественными организациями;

  • преодоление негативных установок и предрассудков;

  • освоение развивающих видов деятельности и т.п;

  • расширение коммуникативного опыта таких детей, их социальных контактов;

  • повышение уровня функциональной зрелости;

  • формирование у них опыта индивидуального жизнеобеспечения, самоорганизации.

Группы, в составе которых родители изучают эти вопросы, могут стать для участников важным источником помощи и поддержки. Необходимо по мере возможности находить программы, предлагающие различные формы организации досуга, приемлемые для таких детей (совместное времяпрепровождение, занятия по интересам и т.п.). Существующие реабилитационные центры с детьми ведут детские терапевтические и реабилитационные группы. Различные программы по работе с детьми дошкольного возраста позволяют удовлетворить потребности развития многих детей-инвалидов в интегрированной обучающей среде.

Поддержка детей-инвалидов осуществляется:

  • в специализированных образовательных учреждениях для нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных, в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;

  • в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

  • в учреждениях дополнительного образования: центрах дополнительного образования детей, детских оздоровительных центрах различного профиля и др.;
  • в специализированных социально-реабилитационных группах, территориальных центрах помощи семье и детям;

  • в кризисных центрах.

Специальное обучение. Воспитание и обучение таких детей осуществляется в соответствии со специальным учебным планом и специальными программами, в том числе и лицензированными авторскими. В данных учреждениях создается соответствующая предметно-развивающая среда, отвечающая особенностям развития таких детей. Воспитание и обучение детей осуществляется специально подготовленными педагогами-дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому воспитанию. Родители и педагоги совместно разрабатывают для таких детей индивидуальные планы обучения с учетом результатов оценки их потребностей в плане развития.

Таким образом, ребенок-инвалид может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного, инклюзивного (совместного с нормативно развивающимися детьми) воспитания и обучения.

Консультирование и эмоциональная поддержка. Большинство семей, в которых проживают дети-инвалиды, время от времени нуждаются в значительной эмоциональной поддержке. В некоторых случаях рождение подобного ребенка может спровоцировать кризис. В таких семьях часто встречаются депрессия и тревога. Отношения между супругами могут осложниться, а у братьев и сестер такого ребенка могут возникнуть поведенческие или эмоциональные проблемы. Кроме того, сами дети могут быть подвержены депрессии или тревоге, которая может стать одной из причин поведенческих расстройств.

Социальные работники должны периодически оценивать потребность родителей и других членов семьи в квалифицированной психологической помощи и в случаях, когда возникает такая необходимость, направлять их к соответствующим специалистам, уметь своевременно распознавать признаки надвигающегося или уже наступившего семейного кризиса, острую или хроническую депрессию или тревогу, супружеские или семейные конфликты и другие показатели того, что семья или отдельный член семьи переживает серьезный стресс. В таких случаях следует обращаться за помощью к профессиональным психологам, сотрудникам организаций, специализирующимся на оказании психологической и психиатрической помощи, консультантам программ по работе с детьми с нарушениями в развитии и т.п.

Правозащитная деятельность – один из важных компонентов поддержки детей-инвалидов, направленная на защиту прав и интересов других людей. Правозащитная деятельность в применении к детям-инвалидам и их семьям призвана обеспечивать решение ряда конкретных задач:

  • защищать их от насилия, эксплуатации;

  • обеспечивать равный доступ к услугам и ресурсам (образованию, социальным, медицинским услугам, работе, жилью);

  • повышать степень осведомленности о правах, предоставленных им международными и отечественными документами о детстве, следить за тем, чтобы организации, занимающиеся оказанием специализированных услуг, в полном объеме исполняли свои обязанности по предоставлению таких услуг;

  • обеспечивать физический доступ к общественным зданиям и, в частности, требовать, чтобы все такие здания были снабжены пандусами, оборудованы с учетом потребностей инвалидов-колясочников;

  • обеспечивать соответствующий уровень представительства определенных людей или групп людей в органах, которые принимают решения и утверждают нормативные документы, особенно в тех случаях, когда затрагиваются их интересы.

В обязанности социальных работников входит активное содействие клиентам в получении доступа к необходимым социальным услугам. В процессе защиты прав детей-инвалидов, необходимо:

  • вместе с сотрудниками учебных заведений и родителями принимать участие в составлении индивидуальных планов обучения и индивидуальных планов семейного обслуживания, следить за тем, чтобы в процессе обучения ребенок не подвергался сегрегации в большей степени, чем это необходимо для удовлетворения его потребностей, а также помогать родителям оспаривать решения, принятые учебными заведениями в отношении их ребенка, если они считают такие решения несправедливыми;

  • поддерживать родителей в усилиях, направленных на получение социальных услуг надлежащего качества, и в том числе, заниматься подбором и оценкой организаций, оказывающих такие услуги, инициировать обращения в такие организации, содействовать в оформлении необходимых документов, участвовать в планировании работы по оказанию услуг и помогать в преодолении препятствий, возникающих вследствие существования негативных стереотипов и применения несправедливых ограничений;

  • пользуясь своим профессиональным влиянием, пресекать любые нарушения прав детей и их семей, а если необходимо, обеспечивать представительство детей и их семей в судебных органах;

  • следить за тем, чтобы план работы с семьей соответствовал наилучшим интересам ребенка;

  • обеспечивать рациональную и эффективную координацию усилий различных организаций, направленных на оказание помощи семье. В процессе выполнения этих организационных и координационных функций социальный работник должен осуществлять непосредственный контроль качества услуг, оказываемых другими организациями.

Читайте так же:  Стоит ли оплачивать долг за вывоз мусора

Таким образом, социальная помощь и поддержка детей инвалидов ориентирована не только на решение интересов, конкретных проблем каждого, но и, прежде всего, на укрепление и развитие их собственного потенциала. В данном процессе особенно значимой становится роль социального работника, который должен не только помогать семье, каждому ребенку преодолевать ежедневные трудности, но и обучать членов семьи способам самопомощи и взаимопомощи, помогать им строить свой жизненный сценарий в соответствии с максимально высоким уровнем качества жизни.

Система социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в современной России Выполнила: студентка 3 курса гр. 87001406 Усевич Юлия

Система социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья – – интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов, объектов, форм, методов и материальной базы социальной защиты и поддержки детей с ограниченными возможностями.

Уровнем материального обеспечения и социальных возможностей детей с ОВЗ в современной России Обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно перед ООН в области социальной защиты детей с ОВЗ. Основные направления социальной помощи детям с ограниченными возможностями определяются следующими факторами

Модели социальной помощи детям-инвалидам

Медицинская модель определяет методику работы с детьми-инвалидами, предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих выжить. [5]

ребенок с ОВЗ рассматривается как существо низшего порядка, по социальному статусу нечто среднее между человеком и животным. Модель «Сегрегация» ограничение пространства; ограничение выбора; ограничение уединения; ограничение возможности выразить свою индивидуальность.

Создание крупных закрытых интернатов – изоляторов, расположенных в местах, удаленных от комплексного проживания населения, соблюдением всех условий изоляции. Здесь не только имеют все виды ограничений свободы, но и отсутствуют все формы обучения, адекватные возможностям содержащихся в этих условиях людей. Модель «Дискриминация»

Модель «Защищенности» рассматривает людей с нарушениями развития, как маленьких детей, остающихся такими на протяжении всей жизни.

Чревата формированием негативного общественного мнения о социальной помощи людям с ОВЗ как о тяжелой обязанности вкладывать средства как в «бездонный колодец» за счет решения более важных, жизненно необходимых для общества проблем. Модель «Экономическая необходимость»

Модель «Интеграция» Принята в качестве основополагающей при формировании современной социальной политики западных стран. Дети с ограниченными возможностями могут усвоить социально-значимые навыки и стереотипы поведения, необходимыми для нормального социального функционирования наравне с другими членами общества.

Социальноэкономическая модель Люди с ОВЗ испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, но и не приспособленности физического и социального окружения к их социальным потребностям. Принципы модели : • Каждый человек способен на развитие и обучение в соответствии со своими возможностями; • Ответственность за создание особых условий развития и обучения берут на себя государство и общество; • Целенаправленное формирование общественного восприятия человека с особыми потребностями; • Необходимо обеспечить равенство в правах для лиц с отклонениями в развитии.

Государственная политика в области социальной защиты детей-инвалидов определяется

Государство гарантирует детям-инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, которые утверждены Правительством РФ.

Результатом развития и укрепления системы специализированных учреждений для детей и подростков с ОВЗ становится их территориальная доступность, увеличение численности обслуживаемых детей – инвалидов, повышение качества предоставляемых реабилитационных социальных и медицинских услуг.

Социальная реабилитация для детей с ОВЗ процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психологического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости.

Медицинские мероприятия Психологические мероприятия Педагогические мероприятия Социальноэкономические мероприятия Социальная реабилитация Цель реабилитации – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Формы социальной реабилитации детей -инвалидов

Медицинская реабилитация начальное звено системы общей реабилитации детей-инвалидов. Комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирование заболеваний.

Психологическая реабилитация Самостоятельное управление реабилитационной деятельности, направленное на преодоление у ребенка страха перед действительностью, укрепление активной деятельной личностной позиции.

Педагогическая реабилитация Мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении детей-инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного поведения, самообслуживания, получив необходимый уровень общего или дополнительное школьное образование.

Социально-средовая реабилитация Организация жилища, среды общения ребенка инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, а также обучение ребенка инвалида пользованию этими приспособлениями.

Проводится в форме профориентации и профессионального обучения путем применения углубленной профессиональной диагностики детей-инвалидов в процессе их взросления. Социально-трудовая реабилитация

Образовательная реабилитация Сложный комплекс, который включает в себя процессы получения детьми инвалидами необходимого общего образования, при необходимости – различных уровней и видов специального или дополнительного образования, профессиональной подготовки для получения профессии.

Социально-культурная реабилитация Удовлетворяет блокированную у детей-инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая детей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

Социокоммуникативная реабилитация восстановление непосредственных социальных взаимодействий ребенкаинвалида, укрепление его социальной сети.

Социальная абилитация умственно отсталых детей Абилитация система медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных, технических, т. е. социальных мер по приобретению функций организма и трудоспособности умственно отсталых детей.

Коммуникативная абилитация Эмоциональная абилитация Игровая абилитация Социально-трудовая абилитация Социальнобытовая абилитация Виды абилитации умственно отсталых детей

Игровая абилитация Игра – исследование Игра – соотнесение Ролевая игра с самим собой Простая ролевая игра Ролевая игра, предполагающая последовательное совершение действий

Коммуникативная абилитация 1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих. 2. Развитие восприятия речи. 3. Развитие умения подражать. 4. Развитие умения соблюдать очерёдность. 5. Формирование умения применять навыки общение в повседневной жизни.

Социальнотрудовая абилитация • Формирование у детей умений и навыков самостоятельного выполнения разнообразных работ; • Формирование у воспитанников свойств личности, необходимых в самостоятельной трудовой деятельности: предприимчивости, ответственности, деловитости, честности и других; • Обучение учащихся доступными технологическими умениями и навыками на различных областей трудовой и профессиональной деятельности; • Воспитание культуры труда.

Процесс социальной абилитации можно разделить на 4 основных этапа: Определение уровня дезадаптации Конкретные шаги и ожидания помощи Интеграция Поддержка
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.
  2. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.
  3. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.
  4. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
  5. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
Государственная помощь детям с ограниченными возможностями
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here