Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления

В этой статье постарались полностью описать тему: "Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления" и прокомментировать ее для неопытных людей. Если у вас по мере прочтения возникнут вопросы обратитесь к консультанту.

Российская Федерация как социальное государство берет на себя обязательства по поддержанию уровня жизни населения после наступления событий, связанных с ухудшением здоровья или финансового положения. В этом предназначение пенсионной системы. Ее суть в компенсации упущенной возможности получать доход. Бюджет пенсии по старости формируется за счет регулярных поступлений от работодателя будущего пенсионера, а остальные виды пенсий выплачиваются из бюджета региона.

Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления 27

Обязательное пенсионное страхование

Что такое пенсионное страхование

Так называется система формирования источника финансирования граждан после наступления страхового события. В России к застрахованным лицам относятся все официально работающие граждане при условии, что на их индивидуальный счет в ПФР регулярно поступают отчисления. Моментом выплат считается дата выхода на пенсию, которая наступает при достижении определенного возраста или при длительном трудовом стаже.

Субъекты пенсионного страхования

На уровне государства пенсионное обеспечение регулируется Федеральным законом №167 от 15 декабря 2001 года. Порядок начисления пенсии и размер платежей неоднократно подвергался изменения, но субъекты страхования остались те же самые. В процедуре задействованы три стороны, а именно:

  • страховщики;
  • страхователи;
  • застрахованные граждане.

Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления 145

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

В качестве страховщиков в России задействованы Пенсионный фонд России и Негосударственные фонды. В их обязанности входит открытие и ведение спецсчетов граждан и последующая выплата накопленных средств.

Страхователями, согласно закону, являются индивидуальные предприниматели или организации, перечисляющие взносы на счета граждан. Такой обязанностью наделены и частные бизнесмены, так как они в качестве страхователя вынуждены оплачивать взносы за себя.

Категория застрахованных граждан является наиболее обширной, так как к ней относятся все официально работающие на территории России лица. В их пользу работодатели перечисляют взносы, которые по наступлению момента выхода на пенсию будут выплачены.

Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления 1

Категория застрахованных граждан является наиболее обширной

Обязательное и добровольное пенсионное страхование

По уровню контроля за наличием поступления денежных средств пенсионное страхование можно разделить на обязательное и добровольное.

К обязательным взносам относятся платежи, совершаемые работодателем в пользу работника и поступающие на специальный счет в Пенсионном фонде. Подобным образом государство возлагает на представителей бизнеса обязанности по формированию будущей пенсии граждан. Неисполнение требований по уплате сборов грозит наложением штрафа на организацию или индивидуального предпринимателя.

К добровольному страхованию относятся перечисления, совершенные работодателем или гражданином по собственному желанию. Денежные средства аккумулируются на счетах Пенсионного Фонда или НПФ по тому же принципу, что и обязательные взносы.

Виды страховых пенсий

Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления 152

Для начисления пенсии существуют определённые условия

Поводом для начисления пенсии служит наступление определенного возраста, потеря трудоспособности по причине ухудшения здоровья или ухода из жизни единственного работающего члена семьи.

Страхования пенсия по старости

Такой вид выплат полагается всем гражданам РФ при достижении определенного возраста. С 2019 года запущен процесс плавное увеличения пенсионного возраста с 60 до 65 лет у мужчин и с 55 до 60 у женщин. Дополнительными требованиями является наличие стажа и минимального количества баллов. В 2019 году для начисления пенсии необходимо проработать не менее 10 лет, а количество баллов должно быть более 16,2. Значения показателей будут равняться расти и к 2025 году составят 15 и 30 соответственно.

Пенсия по инвалидности

Граждане, ограниченные в трудоспособности по причине ухудшения здоровья, могут рассчитывать на получение финансовой помощи. На размер выплат не влияют количество отработанных лет и причина потери трудоспособности. Оформлением пособий занимаются органы соцзащиты в соответствии с законом №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления 45

Федеральный закон о социальной защите инвалидов

Пенсии по потере кормильца

Нетрудоспособные члены семьи имеют право на получение компенсации в виде пособия после смерти кормильца. Для этого необходимо, чтобы:

  • члены семьи находились на иждивении у умершего;
  • в силу возраста или проблем со здоровьем получатели пособия находились в нетрудоспособном состоянии.

Несовершеннолетние дети и члены семьи, занятые уходом за ними, признаются иждивенцами без дополнительных доказательств.

Как формируется пенсия по старости

Пенсионные накопления формируются за счет платежей со стороны работодателя в пользу застрахованного лица. Обязательные сборы составляют 22% от официальной заработной платы гражданина. Данные показатели конвертируются в баллы, которые отражаются на индивидуальных счетах граждан, но не в виде денег, а в качестве прав. Иными словами, после выхода на пенсию гражданин будет получать ежемесячные выплаты с учетом курса баллов. На начало 2019 года денежный эквивалент одного балла составляет 81 рубль 49 копеек.

Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления 148

Формирование пенсии по старости

Поступающие в Пенсионный фонд денежные средства делятся на солидарную часть (6%), страховую (10%) и накопительную части (6%). Однако в конце 2018 года Государственная Дума одобрила приостановление начисления накопительной части пенсии до конца 2021 года.

Солидарная часть

Особенность структуры пенсионного страхования заключается в том, что полученные взносы направляются на выплаты действующих пенсионеров. На эти нужды выделяется часть средств, поступивших в фонд, а именно 6%. Оставшиеся деньги идут на формирование индивидуальной пенсии гражданина.

Страховая часть

Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления 144

Особенность структуры пенсионного страхования

Правительство РФ в рамках реализации социальных программ гарантирует всем гражданам вне зависимости от размера трудового стажа получение минимальной пенсии по старости. Ее размер зависит от утвержденных в соответствующих приказах показателей и региональных доплат. В 2019 году федеральная минимальная пенсия составляет 8 726 рублей. Это значит, что даже не имеющий подтвержденного трудового стажа, может рассчитывать на такую выплату. Власти субъектов могут изменять ее размер с учетом экономической ситуации в регионе. Например, в Москве она составляет 11 816 рублей.

Накопительная часть

До 2014 года будущая пенсия граждан формировалась из двух частей: обязательной и накопительной. Вторая часть сбережений могла быть инвестирована в ценные бумаги или иные активы по усмотрению Пенсионного Фонда. Полученный таким образом доход прибавлялся к общему объему накоплений.

Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления 80

Схема формирования накопительной части трудовой пенсии

Однако в 2014 году было принято решение о временном запрете на использование накопительной части пенсии. Правительство РФ приняло поправки в Федеральный закон № 424 «О накопительной пенсии», согласно которым часть будущих не будет формироваться за счет поступлений от работодателей. Освободившиеся средства пойдут на выплаты действующим пенсионерам. По заверениям авторов поправок неучтенные денежные средства будут компенсированы.

Читайте так же:  Льготы донорам крови — что положено, изменения

Содержание договора о пенсионном страховании

Правила оформления договора на обязательное пенсионное страхование описаны в статье 36.4 Федерального закона №75-ФЗ от 7 мая 1995 года. В Соответствии с ним фонд не может отказать в застрахованному лицу в заключении договора, кроме случаев приостановления процесса привлечения средств.

Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления 59

Правила оформления договора на обязательное пенсионное страхование

Пенсионный Фонд России обязан уведомлять застрахованное лицо об изменениях, связанных с размером его накоплений, путем отправки информационных писем, передачи сведений через портал «Госуслуги» или при личном обращении застрахованного.

Обмен данными между страхователями происходит через электронную систему межведомственного документооборота.

Размер минимальных пенсий по старости в регионах

Под термином «минимальная пенсия» чаще всего понимают размер выплат, ниже которых не должна опускаться величина пособия. Значение напрямую привязано к прожиточному минимуму, который определяется властями субъектов самостоятельно. Для примера следует рассмотреть показатели нескольких центральных регионов.

Москва 12 115
Санкт-Петербург 8 846
Брянская обл. 8 016
Ивановская обл. 8 576
Ямало-Ненецкий АО 17 956
Дагестан 8 680
Республика Крым 8 370

Среднее значение по России составляет 8 846 рублей.

Негосударственное пенсионное обеспечение

Одним из способов увеличения накоплений является заключение договора с негосударственным фондом. Такой вид обеспечения является добровольным, однако в силу изменений в пенсионной системе не пользуется особой популярностью.

Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления 82

Одним из способов увеличения накоплений является заключение договора с негосударственным фондом

Главным отличием страхования в НПФ является отсутствие необходимого трудового стажа. Застрахованный гражданин самостоятельно перечисляет в негосударственный фонд денежные средства в соответствии с договором, а при наступлении страхового случая получает их с процентами.

Узнайте более подробную информацию, какой негосударственный пенсионный фонд лучше выбрать, а также как выбрать и условия вступления, из нашей новой статьи.

Опыт других стран

В зависимости от принятого общественного строя и особенностей формирования института страхования система начисления пенсий в других государствах может отличаться от применяемой в России. Основным отличием является наполнение большей части будущих выплат за счет добровольных взносов. Для примера следует рассмотреть пенсионную систему в Германии.

Платежи в пользу застрахованных граждан состоят из трех частей: обязательной доли работника, работодателя и добровольных взносов. Принятая система требует от граждан обязательной уплаты сборов в равной доле с работодателем. При расчете заработной платы требуемые взносы вычитаются наравне с налогами.

Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления 128

Основным отличием пенсий в других странах является наполнение большей части будущих выплат за счет добровольных взносов

Для застрахованных лиц предусмотрены условия, выполнение которых позволяет выйти на пенсию раньше срока. Для досрочного оформления выплат необходимо в течение 45 лет исправно вносить платежи по пенсионному страхованию. Некоторые профессии также имеют преференции по начислению пособий после ухода на заслуженный отдых раньше времени.

Изменения в 2019 году

Пожалуй, самым важным изменением, касающимся накоплений, является постепенное повышение пенсионного возраста. В 2019 году он составляет 61 и 56 лет соответственно. Данная мера направлена на ликвидацию дефицита средств в Пенсионном фонде. До 2023 года возраст выхода на пенсию будет повышен до 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин. Список граждан, имеющих право получения выплат раньше положенного срока, остался без изменений.

Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления 35

Изменения касающиеся накоплений

В конце 2018 года было принято решение о продлении запрета на формирование накопительной части пенсии. Полученные средства идут на оплату пенсий, которые выплачиваются сегодня. Таким образом Пенсионный фонд реализует программу по уменьшению дефицита средств, выявленного в 2014 году. Мораторий продлится до конца 2020 года. Однако нет гарантий, что такой ограничение не станет частью системы формирования будущих выплат.

На 2019 года запланирована индексация пенсий по старости на 7.05%. Повышение будет плавным, а заявленный показатель будет применен к размеру пособия на конец 2018 года. Итоговый размер надбавки зависит от уровня пособия, выплачиваемого гражданину.

Заключение

Система пенсионного страхования предназначена для защиты граждан от неблагоприятных условий жизни при отсутствии источника доходов в старости. Таким образом, каждый работающий гражданин становится участником программы, сутью которой является сбор части доходов для последующей выплаты с учетом актуального уровня инфляции и состояния экономики.

Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления 4

Система пенсионного страхования предназначена для защиты граждан от неблагоприятных условий жизни при отсутствии источника доходов в старости

В России вопросам зачисления и расчета размера пособий занимается Пенсионный Фонд. Размер выплат зависит от трудового стажа гражданина и объема пенсионных платежей, внесенных на индивидуальный счет в ПФР.

В качестве сторон в системе пенсионного страхования выступают страховщики (Государственный Пенсионный фонд), страхователи (работодатель, уплачивающий взносы в пользу работника) и застрахованные граждане.[1]

По заверению представителей ПФР в 2019 году будут реализованы ранее запланированные мероприятия по ликвидации дефицита бюджета. Выплачиваемые пособия будут проиндексированы в соответствии с уровнем цен и минимальной оплатой труда.

Видео — Система обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование регулируется Федеральным законом №167 «0б обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. Финансовая система подробно раскрывается в 4 главе этого закона.

Все средства, находящиеся в ведении Пенсионного Фонда являются Федеральной собственностью, к тому же они не могут изыматься и подвергаться распределению на нужды, не относящиеся к деятельности ПФ РФ. Свой бюджет страховщик (он же Пенсионный фонд) формирует на финансовый год, учитывая расходы и доходы. Правительство ежегодно запрашивает полный отчет об исполнении бюджета ПФ. Бюджет ОПС является консолидированным, то есть он состоит из свода бюджетов всех уровней, а также участвует в прогнозировании и расчетах.

Принципы финансирования обязательного пенсионного страхования

Существует два принципа финансирования ОПС – распределительный и накопительный.

Распределительный принцип (или принцип солидарности поколений) – это те взносы, которые производятся из заработной платы трудоспособного населения и идут на выплаты пенсионных пособий нынешним нетрудоспособным категориям граждан. В данном случае нет индивидуального учета поступивших взносов.

Читайте так же:  Как увеличить пенсию: популярные методы?

Накопительный принцип – все средства, которые были получены от нынешних трудоспособных граждан, не расходуются на выплаты пенсий нетрудоспособному населению, а копятся и преумножаются за счет инвестиций, ожидая наступления страхового случая.

До 2002 года в России пенсии начислялись только по распределительному принципу. Позднее недостатки данной системы привели к ее сочетанию с накопительным принципом финансирования, который реализовался в накопительной части пенсии, а также в условном накоплении пенсионных баллов для получения страховой пенсии.

На 2018 год накопительная часть пенсии отменена, но увеличить свою пенсию можно за счет добровольного страхования в негосударственных пенсионных фондах.

[2]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Основы формирования бюджета ОПС

Формирование бюджета ПФ РФ происходит за счет:

  • страховых взносов по ОПС;
  • средств федерального бюджета;
  • средств, которые появились в результате различных финансовых санкций;
  • средств от инвестирования;
  • добровольных взносов, производимых физическими лицами и организациями;
  • денежных сумм, находящихся на счетах застрахованных лиц, которым назначена срочная выплата;
  • сумм выплатного резерва;
  • а также других источников, которые не противоречат законодательству РФ.

В бюджете ПФ происходит отдельный учет:

  • основных и дополнительных сумм, которые идут на формирование накопительной части пенсии;
  • сумм, которые работодатели перечисляют за своих подчиненных;
  • сумм взносов на софинансирование пенсионных накоплений;
  • частей материнского капитала, которые направлены на финансирование накопительной части пенсии;
  • сумм, получаемых в результате инвестирования;
  • средств выплатного резерва;
  • средств гарантийного возмещения;
  • расходов бюджета ПФ РФ, которые связаны с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.

Самая значительная часть этого бюджета – это страховые взносы, которые за своих сотрудников отчисляют работодатели. За всю трудовую жизнь гражданина работодатель производит за него взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Сумма этих взносов равна 22% от годового оклада застрахованного лица.

[3]

На что идет расходование средств

Все расходы, которые понес Пенсионный Фонд РФ, в результате выполнения возложенных на него функций, осуществляются за счет средств федерального бюджета и участвуют в общем расчете расходов ПФ за финансовый год.

Расходование средств идет на:

  • выплату страхового обеспечения по ОПС;
  • доставку пенсий;
  • материально-техническую поддержку деятельности страховщика;
  • оплату взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений;
  • другие цели, которые не противоречат пенсионному законодательству РФ.

Структура расходов пенсионного фонда.

Все расходы, которые не были предусмотрены бюджетом ПФ РФ при составлении плана на текущий год, могут быть осуществлены только в случае утверждения их в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Компенсация той части расходов бюджета, которая превышает количество средств, полученных от оплаты взносов, происходит за счет бюджетных ассигнований.

Все денежные средства ОПС учитываются на счетах, доступ к которым имеют территориальные органы федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ. Это делается для осуществления контроля всех операций, проводимых со средствами бюджета ПФ РФ.

[4]

Формирование резерва ПФР по ОПС

Меры по формированию резерва Пенсионного Фонда направлены на обеспечение его финансовой устойчивости, а также сохранения платежеспособности всей системы ОПС. Формирование и расходование средств из резерва ПФР по ОПС происходит в соответствии с федеральным законом за счет:

  • доходов от инвестирования;
  • отчислений от пенсионных накоплений;
  • денежных сумм пенсионных накоплений, которые не получили правопреемники умершего пенсионера;
  • сумм, полученных от применения финансовых санкций, таких как штрафы, пени и другое;
  • сумм, которые не были учтены на индивидуальных лицевых счетах, спустя полгода после окончания финансового года.

За счет резерва ПФР происходит выплата средств правопреемникам пенсионера, не успевшего получить пенсионные выплаты; оплата доставки накопительных пенсий по старости, срочных выплат и единовременных выплат; гарантированное восполнение средств на счету гражданина.

[5]

Выводы

  1. Подробную информацию о финансовой системе ОПС можно найти в федеральном законе №167 «0б обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г., а именно в его 4 главе.
  2. На данный момент при финансировании ОПС применяется сочетание распределительного и накопительного принципов.
  3. Формирование бюджета ОПС, в большинстве своем, происходит за счет страховых взносов, средств, полученных в результате инвестирования, а также средств федерального бюджета и сумм от различных штрафных санкций.
  4. Для сохранения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования ПФР создает резерв, из которого происходит выплата денежных средств правопреемникам пенсионеров, оплата доставки пенсионных выплат, а также восполнение средств на индивидуальных счетах граждан.

Обязательное пенсионное страхование регулируется Федеральным законом №167 «0б обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. Финансовая система подробно раскрывается в 4 главе этого закона.

Все средства, находящиеся в ведении Пенсионного Фонда являются Федеральной собственностью, к тому же они не могут изыматься и подвергаться распределению на нужды, не относящиеся к деятельности ПФ РФ. Свой бюджет страховщик (он же Пенсионный фонд) формирует на финансовый год, учитывая расходы и доходы. Правительство ежегодно запрашивает полный отчет об исполнении бюджета ПФ. Бюджет ОПС является консолидированным, то есть он состоит из свода бюджетов всех уровней, а также участвует в прогнозировании и расчетах.

Принципы финансирования обязательного пенсионного страхования

Существует два принципа финансирования ОПС – распределительный и накопительный.

Распределительный принцип (или принцип солидарности поколений) – это те взносы, которые производятся из заработной платы трудоспособного населения и идут на выплаты пенсионных пособий нынешним нетрудоспособным категориям граждан. В данном случае нет индивидуального учета поступивших взносов.

Накопительный принцип – все средства, которые были получены от нынешних трудоспособных граждан, не расходуются на выплаты пенсий нетрудоспособному населению, а копятся и преумножаются за счет инвестиций, ожидая наступления страхового случая.

До 2002 года в России пенсии начислялись только по распределительному принципу. Позднее недостатки данной системы привели к ее сочетанию с накопительным принципом финансирования, который реализовался в накопительной части пенсии, а также в условном накоплении пенсионных баллов для получения страховой пенсии.

На 2018 год накопительная часть пенсии отменена, но увеличить свою пенсию можно за счет добровольного страхования в негосударственных пенсионных фондах.

[2]

Основы формирования бюджета ОПС

Формирование бюджета ПФ РФ происходит за счет:

  • страховых взносов по ОПС;
  • средств федерального бюджета;
  • средств, которые появились в результате различных финансовых санкций;
  • средств от инвестирования;
  • добровольных взносов, производимых физическими лицами и организациями;
  • денежных сумм, находящихся на счетах застрахованных лиц, которым назначена срочная выплата;
  • сумм выплатного резерва;
  • а также других источников, которые не противоречат законодательству РФ.
Читайте так же:  Что такое страховая и социальная пенсия: в чем разница?

В бюджете ПФ происходит отдельный учет:

  • основных и дополнительных сумм, которые идут на формирование накопительной части пенсии;
  • сумм, которые работодатели перечисляют за своих подчиненных;
  • сумм взносов на софинансирование пенсионных накоплений;
  • частей материнского капитала, которые направлены на финансирование накопительной части пенсии;
  • сумм, получаемых в результате инвестирования;
  • средств выплатного резерва;
  • средств гарантийного возмещения;
  • расходов бюджета ПФ РФ, которые связаны с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.

Самая значительная часть этого бюджета – это страховые взносы, которые за своих сотрудников отчисляют работодатели. За всю трудовую жизнь гражданина работодатель производит за него взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Сумма этих взносов равна 22% от годового оклада застрахованного лица.

[3]

На что идет расходование средств

Все расходы, которые понес Пенсионный Фонд РФ, в результате выполнения возложенных на него функций, осуществляются за счет средств федерального бюджета и участвуют в общем расчете расходов ПФ за финансовый год.

Расходование средств идет на:

  • выплату страхового обеспечения по ОПС;
  • доставку пенсий;
  • материально-техническую поддержку деятельности страховщика;
  • оплату взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений;
  • другие цели, которые не противоречат пенсионному законодательству РФ.

Структура расходов пенсионного фонда.

Все расходы, которые не были предусмотрены бюджетом ПФ РФ при составлении плана на текущий год, могут быть осуществлены только в случае утверждения их в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Компенсация той части расходов бюджета, которая превышает количество средств, полученных от оплаты взносов, происходит за счет бюджетных ассигнований.

Все денежные средства ОПС учитываются на счетах, доступ к которым имеют территориальные органы федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ. Это делается для осуществления контроля всех операций, проводимых со средствами бюджета ПФ РФ.

[4]

Формирование резерва ПФР по ОПС

Меры по формированию резерва Пенсионного Фонда направлены на обеспечение его финансовой устойчивости, а также сохранения платежеспособности всей системы ОПС. Формирование и расходование средств из резерва ПФР по ОПС происходит в соответствии с федеральным законом за счет:

  • доходов от инвестирования;
  • отчислений от пенсионных накоплений;
  • денежных сумм пенсионных накоплений, которые не получили правопреемники умершего пенсионера;
  • сумм, полученных от применения финансовых санкций, таких как штрафы, пени и другое;
  • сумм, которые не были учтены на индивидуальных лицевых счетах, спустя полгода после окончания финансового года.

За счет резерва ПФР происходит выплата средств правопреемникам пенсионера, не успевшего получить пенсионные выплаты; оплата доставки накопительных пенсий по старости, срочных выплат и единовременных выплат; гарантированное восполнение средств на счету гражданина.

[5]

Выводы

  1. Подробную информацию о финансовой системе ОПС можно найти в федеральном законе №167 «0б обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г., а именно в его 4 главе.
  2. На данный момент при финансировании ОПС применяется сочетание распределительного и накопительного принципов.
  3. Формирование бюджета ОПС, в большинстве своем, происходит за счет страховых взносов, средств, полученных в результате инвестирования, а также средств федерального бюджета и сумм от различных штрафных санкций.
  4. Для сохранения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования ПФР создает резерв, из которого происходит выплата денежных средств правопреемникам пенсионеров, оплата доставки пенсионных выплат, а также восполнение средств на индивидуальных счетах граждан.

Вопросам порядка исчисления, уплаты и последующего получения дополнительных пенсионных взносов посвящен специально принятый Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», основные положения которого вступают в силу с 1 января 2009 г. В соответствии с Законом N 56-ФЗ если ранее добровольно платить пенсионные взносы могли только лица, не участвующие в системе обязательного пенсионного страхования, то с 1 октября 2008 г. добровольные пенсионные взносы уплачивать смогут и лица, подпадающие под обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, Федеральным законом от 30.04.2008 N 55-ФЗ в ряд законодательных актов внесены связанные с этим изменения.

Дополнительные пенсионные взносы

В ст. 2 Закона N 56-ФЗ под застрахованным лицом понимается лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Планируется, что к 2013 г. численность добровольных плательщиков по Закону N 56-ФЗ достигнет 7,28 млн человек.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ у лиц 1966 года рождения и старше вся сумма страховых платежей идет на финансирование страховой части трудовой пенсии. Только те лица, которые родились в 1967 г. и позднее, формируют накопительную часть будущей пенсии. Поскольку в Законе N 56-ФЗ не установлены специальные ограничения, уплачивать такие взносы, по мнению автора, могут и те, и другие категории граждан.

Уплата дополнительных пенсионных взносов будет осуществляться самим застрахованным лицом через кредитную организацию или через работодателя. Также сам работодатель вправе принять решение об уплате взносов в пользу застрахованных лиц. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 56-ФЗ указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

Здесь следует обратить внимание на то, что термин «работодатель» используется в Законе N 56-ФЗ в более широком значении, чем в трудовом законодательстве, а именно как лицо, являющееся для указанного застрахованного лица страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ. Напомним, что согласно ст. 20 ТК РФ работодателем является физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. В частности, к страхователям по обязательному пенсионному страхованию отнесены:

  • лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;

  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Законом N 56-ФЗ не предусмотрена возможность уплаты добровольных пенсионных взносов одним физическим лицом в пользу другого лица как при заключении договоров негосударственного пенсионного обеспечения, так и при заключении договоров пенсионного страхования.

Читайте так же:  Пенсионная карта Сбербанка: храните деньги не под подушкой

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп. от 20.04.2008) договор негосударственного пенсионного обеспечения — соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.

Как и ранее лица, не входящие в систему обязательного пенсионного страхования, смогут уплачивать пенсионные взносы в добровольном порядке. С 1 октября 2008 г. осуществлять дополнительные платежи смогут и физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование.

Остальные категории лиц, имеющих право уплачивать пенсионные взносы (не охваченные системой обязательного пенсионного страхования), не изменились. В частности, к таким категориям отнесены (ст. 29 Закона N 167-ФЗ (в ред. Закона N 55-ФЗ):

  • граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя;
  • физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Законом N 167-ФЗ;

  • застрахованные лица, уплачивающие страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в части, превышающей сумму установленного минимального размера фиксированного платежа.

Платежи по дополнительным пенсионным взносам по Закону N 56-ФЗ осуществляются в те же сроки, что и взносы на обязательное пенсионное страхование.

Насколько выгодно платить сейчас, чтобы получать потом

Сколько застрахованное лицо будет получать в будущем с внесенных в настоящее время дополнительных пенсионных взносов пока, к сожалению, не известно.

Дополнительные пенсионные взносы относятся к накопительной части пенсии, порядок исчисления которой регулируется Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30.04.2008).

Согласно п. 9 ст. 14 Закона N 173-ФЗ размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица (ПН) на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии (Т). На сколько месяцев следует делить, должно быть установлено федеральным законом, который еще не принят.

В настоящее время застрахованные лица могут ориентироваться на суммы, которые они сами уплатят, а также на положения ст. ст. 12 и 13 Закона N 56-ФЗ.

Так, в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты дополнительных пенсионных взносов, но не менее 2000 руб., из Федерального бюджета через ПФР отчисляются взносы на софинансирование пенсионных накоплений. Размер таких взносов определяется исходя из уплаченных застрахованным лицом дополнительных пенсионных взносов за истекший календарный год, но не более 12 000 руб. в год.

Для застрахованных лиц, достигших пенсионного возраста (60 лет — мужчины и 55 лет — женщины) и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, взнос на софинансирование определяется исходя из четырехкратной суммы уплаченных дополнительных пенсионных взносов, но не более 48 000 руб. в год.

Увеличение суммы софинансирования направлено на стимулирование продолжения трудовой деятельности по достижении пенсионного возраста. Такой порядок распространяется на лиц, продолжающих трудовую деятельность после достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями Закона N 173-ФЗ, при условии отказа от назначения трудовой пенсии.

Для получения права на софинансирование пенсионных накоплений необходимо начать платить дополнительные пенсионные взносы в период с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2013 г. (п. 1 ст. 12 Закона N 56-ФЗ).

Что касается взносов самого застрахованного лица, их размер определяется самостоятельно и может быть заявлен в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (если уплата происходит через работодателя). Законом N 56-ФЗ предусмотрено право застрахованного лица прекращать либо возобновлять, а также изменять размер уплачиваемого добровольно пенсионного взноса.

Налоговые преференции

Уплаченные дополнительные пенсионные взносы подлежат обложению НДФЛ с предоставлением частичных освобождений.

Во-первых, дополнительные пенсионные взносы, уплаченные самим застрахованным лицом, могут включаться в сумму социальных вычетов по НДФЛ, но в совокупности со всеми остальными социальными вычетами — не более 120 000 руб. в год (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ (в ред. Закона N 55-ФЗ)). Такой социальный вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных пенсионных взносов, либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика.

При заключении договора негосударственного пенсионного обеспечения или договора пенсионного страхования социальный вычет предоставляется и в случае, когда взнос уплачен в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)) (пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Во-вторых, взносы на софинансирование пенсионных накоплений, а также взносы работодателя, уплачиваемые в пользу застрахованного лица, не подлежат обложению НДФЛ. При этом законодателем установлен лимит необлагаемых взносов работодателя, а именно не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы (п. п. 38, 39 ст. 217 НК РФ, введены Законом N 55-ФЗ).

Если за застрахованное лицо платит кто-то другой, то более привлекательным являются взносы по договорам на пенсионное страхование и негосударственного пенсионного обеспечения, которые освобождены от обложения НДФЛ в полном объеме (п. 3 ст. 213, п. 1 ст. 213.1 НК РФ).

Наконец, трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежат налогообложению НДФЛ (п. 2 ст. 217 НК РФ). Действительно, взнос, уплачиваемый на основании Закона N 56-ФЗ, является дополнительным страховым взносом на накопительную часть трудовой пенсии.

В этом вопросе налоговые преференции являются существенным плюсом при выборе варианта инвестирования средств в пенсионные накопления, поскольку суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями, а также физическими лицами в пользу других лиц, облагаются НДФЛ. Только в том случае, если договор негосударственного пенсионного обеспечения заключен физическим лицом в свою пользу, суммы пенсий освобождаются от налога (п. п. 1, 2 ст. 213.1 НК РФ). Аналогичная ситуация имеет место и при выплатах по договорам пенсионного страхования.

Читайте так же:  Индивидуальный пенсионный план Сбербанка: стоит ли вкладывать денежные средства?

Что касается ЕСН, налогом не облагаются взносы работодателя, уплачиваемые в пользу застрахованного лица, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы (пп. 7.1 п. 1 ст. 238 НК РФ, введен Законом N 55-ФЗ).

В случае уплаты взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования работодателю придется заплатить ЕСН (п. 1 ст. 237 НК РФ).

Работодатели, уплачивающие налог на прибыль смогут учесть суммы взносов, уплаченных в соответствии с Законом N 56-ФЗ в расходах на основании п. 16 ст. 255 НК РФ, но не более 12% суммы расходов на оплату труда. При этом в расчете учитывается вся сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая в том числе по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения.

К сожалению, как и ранее, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не могут включать в расходы дополнительные пенсионные платежи. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налоговую базу можно уменьшить только на сумму расходов на все виды обязательного страхования работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также не были сняты ограничения для плательщиков УСН (в том числе УСН на основе патента) и ЕНВД на уменьшение сумм налога (оплаты патента) на добровольно уплаченные взносы в ПФР. Как и ранее, право на уменьшение налога может быть реализовано только в отношении взносов на обязательное пенсионное страхование, а также выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (п. 3 ст. 346.21, п. 10 ст. 346.25.1, п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

Такая позиция недавно была выражена Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 05.12.2007 N 8919/07. В частности, судьями было разъяснено: «поскольку уплата страховых взносов в части, превышающей сумму определенного законом обязательного к уплате фиксированного платежа (150 руб. в месяц), осуществляется на основании договора с Пенсионным фондом, заключаемого добровольно, то, исходя из пункта 2 статьи 346.32 НК РФ, индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, не вправе применять в качестве налогового вычета сумму взносов, уплаченных добровольно в соответствии с договором».

Вопросы документального оформления

Для уплаты дополнительных пенсионных взносов застрахованному лицу необходимо подать заявление в территориальный орган ПФР лично по месту его жительства или через своего работодателя (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона N 56-ФЗ).

Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в порядке, определенном пп. 1 — 3 п. 4 ст. 32 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30.04.2008), в частности:

  • нотариусом или в порядке, установленном п. 3 ст. 185 ГК РФ;

  • должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации в случаях, если застрахованное лицо находится за пределами Российской Федерации;

  • органом (организацией), с которым у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

Когда заявление передано через работодателя, то последний в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения заявления, направляет его в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

Если работодатель исчисляет и уплачивает добровольные пенсионные взносы, то на него возлагается обязанность ведения реестра застрахованных лиц. Сформированный реестр представляется в территориальный орган ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в котором производились такие платежи. Требования к содержанию реестра изложены в п. 4 ст. 9 Закона N 56-ФЗ.

Работодатели, у которых среднесписочная численность превышает 100 человек, передают полученные заявления и предоставляют реестр застрахованных лиц в электронном формате (п. 4 ст. 4, п. 7 ст. 9 Закона N 56-ФЗ).

С 1 января 2009 г. при реорганизации, ликвидации юридического лица, а также в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР реестра застрахованных лиц (п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп. от 30.04.2008).

В случае самостоятельной уплаты добровольных пенсионных взносов застрахованное лицо в те же сроки, т.е. не позднее 20 дней со дня окончания квартала, представляет заверенные копии платежных документов в территориальный орган ПФР.

«Финансовая газета», 2008, N 35  А.Талаш К. э. н. ООО «РосКо»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.
  2. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.
  3. Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.
  4. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.
  5. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
  6. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
  7. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
Обязательное пенсионное страхование: система страхования и пенсионные отчисления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here