Опекунство и армия

В этой статье постарались полностью описать тему: "Опекунство и армия" и прокомментировать ее для неопытных людей. Если у вас по мере прочтения возникнут вопросы обратитесь к консультанту.

Продолжим тему предоставления отсрочек  по п. «б» ч.1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Согласно данного пункта закона отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). В настоящей статье рассмотрим вопрос, часто возникающий при оформлении отсрочки по этому основанию. Проблема возникает, когда призывник является опекуном недееспособного родственника, но при этом так же имеются другие родственники, которые  по закону обязаны содержать вышеуказанного недееспособного родственника.

Здесь, с точки зрения призывных комиссии, не возникает права на получение опекуном  отсрочки. Причём, наравне с наличием других совершеннолетних родственников, в качестве предпосылки для отказа в предоставлении отсрочки, так же часто указывается отсутствие заключения учреждения МСЭК о необходимости постоянного ухода за недееспособным родственником.

Проблему фактического отсутствия родственников, которые по закону обязаны содержать того, кого опекает призывник, мы рассматривали ранее. Сейчас еще раз на обратим  внимание на то, что закон исходит из того, что отсрочка не предоставляется, если имеется реальная возможность обеспечить лицу, нуждающемуся в постоянном уходе, помощь других лиц, обязанных заботиться о нём по закону.

В случае с недееспособными, когда устанавливается опека, согласно п.3 ст. 35 ГК РФ опекун назначается исключительно по собственному желанию, а в соответствии со ст.36 ГК РФ именно на опекуна  возлагаются обязанности по уходу за опекаемым лицом. Соответственно, если другие родственники не изъявили желание стать опекунами, то оказывать помощь недееспособному родственнику они не имеют возможности. В частности, в  соответствии с п.2, п.3 ст.36 ГК РФ опекуны обязаны проживать совместно со своими подопечными, опекуны обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Соответственно, при отсутствии других лиц, желающих (либо имеющих соответствующую возможность) выполнять вышеперечисленные функции,  призыв в армию опекуна  напрямую  угрожает здоровью и жизни опекаемого при отсутствии возможности быстрой замены опекуна.  Очевидно, что законодательство должно трактоваться в пользу недееспособного лица и опекуну должна быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Здесь стоит отметить, что в случае обращения в суд при оспаривании решения Призывной комиссии о призыве опекуна, есть правовые основания для участия в процессе в качестве третьих лиц прокуратуры и органов опеки, так как решением о  призыве опекуна напрямую затрагиваются права и законные интересы недееспособного лица.

Отказ в предоставлении отсрочки опекуну, основанный на отсутствии справки МСЭК о необходимости постоянного ухода за недееспособным лицом, так же не основан на законе, так как опека может быть установлена только в отношении недееспособных совершеннолетних граждан. Установление опеки предполагает, что лицо нуждается в постоянном уходе. Признание лица  недееспособным и нуждающимся в опеке может быть сделано только по решению суда, а согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. В судебном решении устанавливается юридический факт нуждаемости опекаемого в постоянном уходе и нет необходимости в повторном подтверждении этого факта, соответственно справка МСЭК в данном случае не нужна.

Читайте так же:  Как осуществить возврат излишне уплаченных процентов по кредиту?

Максим Бурмицкий, правовой эксперт правозащитной сети «Общество и Армия»

Обратите внимание!
Информация, размещенная в данном разделе, могла устареть. В настоящее время материал находится в стадии обновления.

Отсрочка для граждан, осуществляющих постоянный уход за нуждающимися членами семьи, предусмотрена пп. «б» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Согласно этой норме, призывник имеет право требовать предоставления отсрочки, если одновременно соблюдены следующие четыре условия:

  • Призывник имеет отца, мать, жену, родного брата, родную сестру, дедушку, бабушку или усыновителя (достаточно кого-либо одного);
  • Указанные лица не находятся на полном государственном обеспечении (т.е. не определены в социальные учреждения: дома пенсионеров, инвалидов, детские дома, суворовские и нахимовские училища);
  • Указанные лица нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре)35;
  • Указанные лица не имеют иных, кроме призывника, лиц, обязанных по закону их содержать. Наличие любого лица, обязанного по закону содержать нуждающегося родственника (кроме самого призывника), лишает последнего права на отсрочку по этому основанию. Круг лиц, обязанных по закону содержать нуждающегося родственника, определён Семейным кодексом РФ следующим образом36:
    • родители – несовершеннолетних детей (ст. 80 СК РФ);
    • родители – совершеннолетних нетрудоспособных37 детей, нуждающихся в помощи (ст. 85 СК РФ);
    • трудоспособные совершеннолетние дети – нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК РФ);
    • супруг – супруга38 (ст. 89 СК РФ);
    • бывший муж – нуждающуюся бывшую жену в период беременности и в течение трёх лет со дня рождения общего ребёнка (ст. 90 СК РФ);
    • бывший супруг – нетрудоспособного нуждающегося бывшего супруга, ставшего нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака (ст. 90 СК РФ);
    • бывший супруг – нуждающегося бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время (ст. 90 СК РФ);
    • совершеннолетние братья и сёстры – несовершеннолетних нуждающихся и совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся братьев и сестёр (при этом обязанность по содержанию совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся братьев и сестёр обусловлена невозможностью получения содержания от трудоспособных совершеннолетних детей, супругов, бывших супругов, и от родителей) (ст. 93 СК РФ);
    • дедушка и бабушка – несовершеннолетних нуждающихся в помощи внуков (обязанность по содержанию обусловлена невозможностью получения содержания от родителей) (ст. 94 СК РФ);
    • совершеннолетние внуки – нетрудоспособных дедушку и бабушку (обязанность по содержанию обусловлена невозможностью получения содержания от совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга, бывшего супруга) (ст. 95 СК РФ);
    • совершеннолетние трудоспособные воспитанники – нетрудоспособных нуждающихся лиц, осуществлявших фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей (обязанность по содержанию обусловлена невозможностью получения содержания от совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга, бывшего супруга) (ст. 96 СК РФ);
    • пасынок и падчерица – нетрудоспособных отчима и мачеху, воспитывавших и содержавших своих пасынков и падчериц (обязанность по содержанию обусловлена невозможностью получения содержания от совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга, бывшего супруга, а также наличием у пасынков и падчериц необходимых средств) (ст. 97 СК РФ).
Читайте так же:  Налоговые ставки и порядок расчета земельного налога

При рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки по указанному основанию призывник должен предъявить документы, перечень которых определён Приложением № 32 к Инструкции от 2 октября 2007 года. Призывной комиссии предъявляются подлинники следующих документов: свидетельство о рождении призывника, справка о составе семьи, заключение федерального органа медико-социальной экспертизы о нуждаемости члена семьи в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), паспорта нуждающихся членов семьи. На дедушек и бабушек предоставляются свидетельства о рождении родителей призывника, на усыновителей – соответствующее решение суда. Призывник, претендующий на отсрочку, не обязан предоставлять какие-либо иные документы, подтверждающие, что у его нуждающихся родственников нет иных лиц, обязанных по закону их содержать. Обязанность по истребованию документов, подтверждающих отсутствие иных граждан, обязанных по закону содержать нуждающегося члена семьи призывника, возложена на военный комиссариат.

Граждане, которым предоставлена отсрочка по уходу за нуждающимся членом семьи, обязаны ежегодно в сентябре-октябре представлять в военный комиссариат справку о составе семьи.

Отсрочка в связи с опекой или попечительством.

С 1 января 2008 года отсрочка предоставляется гражданам, являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан (пп. «б.1» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Заметим, что опека или попечительство, установленные в отношении лиц, не являющихся несовершеннолетними родным братом или родной сестрой, не являются основаниями для предоставления отсрочки опекуну или попечителю. Также не возникает право на отсрочку в том случае, если у опекаемого или подопечного есть иные, кроме призывника, лица, обязанные его содержать.

Согласно п. 3 ст. 31 Гражданского кодекса РФ, опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. Законодательство наделяет опекуна и попечителя полномочиями по выступлению в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Читайте так же:  Распоряжение материнским капиталом: необходимые документы и образец заявления

Опека устанавливается над несовершеннолетними, не достигшими возраста 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Полномочия опекуна и попечителя несовершеннолетнего различны. Если опекун совершает от имени и в интересах опекаемого все необходимые сделки, то несовершеннолетний подопечный имеет право без согласия попечителя совершать ряд сделок, предусмотренных ст. 26 ГК РФ.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. Органом опеки и попечительства является соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ.

По достижении находящимся под опекой малолетним гражданином четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Гражданин, претендующий на отсрочку по рассматриваемому основанию, обязан предоставить призывной комиссии подлинники документа, устанавливающего опеку или попечительство, собственное свидетельство о рождении, справку о составе семьи и свидетельство о рождении брата или сестры. Документы, подтверждающие отсутствие иных лиц, обязанных содержать несовершеннолетних опекаемых и подопечных, затребует военный комиссариат.

После вынесения решения о предоставлении отсрочки по указанному основанию призывник обязан ежегодно представлять в военный комиссариат справку о составе семьи.

35 До 1 января 2008 года это требование стояло в ряду альтернативных условий, выполнение любого из которых давало основания для признания соблюдённой требования в целом. Так, родственники призывника, претендующего на отсрочку, могли либо нуждаться по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), либо быть инвалидами первой или второй группы, либо быть гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), либо быть не достигшим 18-летнего возраста. Если соблюдалось хотя бы одно из перечисленных условий, то при соблюдении прочих установленных законом требований гражданин имел право на отсрочку. С 1 января 2008 года действуют поправки, внесённые Федеральным законом от 6 июля 2006 года № 104-ФЗ. Эти поправки изменили основания предоставления отсрочки.

36 По мнению А.Н. Чашина, обязанность по содержанию родственников сводится к обязанности по осуществлению постоянного ухода и надзора за нуждающимся лицом. Семейный кодекс РФ, считает А.Н. Чашин, содержит правовые нормы, обязывающие обеспечивать жизнедеятельность своих несовершеннолетних детей. Все прочие взаимные права и обязанности родственников, обеспечивающие нуждающегося человека, ограничиваются алиментными обязательствами, т.е. обязанностями по производству платежей в пользу нуждающегося родственника, и не обязывают этого нуждающегося родственника содержать. Поэтому, согласно позиции А.Н. Чашина, определение лица как нуждающегося родственника, которого обязан содержать призывник, должно производиться с учётом особенностей конкретной жизненной ситуации. (Чашин А.Н. Защита прав призывника и военнослужащего. – М, 2010, с. 15).

Читайте так же:  Бывший муж подал на уменьшение алиментов: как оспорить

37 Согласно ст. 2 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», нетрудоспособными гражданами признаются: а) инвалиды, в том числе инвалиды с детства, б) дети — инвалиды, в) дети в возрасте до 18 лет, г) лица, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории РФ, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами РФ, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, д) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), е) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Как ни странно, граждане, достигшие преклонного возраста, имеющие право на трудовую пенсию, но не имеющие инвалидности, нетрудоспособными не признаются.

38 В данном случае СК РФ определяет обязанность по содержанию как обязанность по оказанию материальной поддержки, которая не в полной мере коррелирует праву требовать алиментного предоставления от супруга, обладающего необходимыми средствами. Право требовать алиментов в судебном порядке имеют только нетрудоспособный нуждающийся супруг, жена в период беременности и в течение трёх лет со дня рождения общего ребёнка, нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребёнком-инвалидом до достижения ребёнком возраста восемнадцати лет или за общим ребёнком — инвалидом с детства первой группы. Для прочих категорий нуждающихся супругов обязанность другого супруга по содержанию правом требования предоставления содержания не обеспечена. Если право – это модель поведения, обеспеченная санкцией или процедурной гарантией соблюдения, то не приходится говорить о наличии у нуждающихся супругов, не подпадающих под перечень ст. 89 СК РФ, собственно права на содержание. Следовательно, только ли прямо названные ст. 89 СК РФ категории супругов или же все нуждающиеся супруги имеют право на содержание – вопрос дискуссионный, должный, по мнению автора, решаться в пользу признания права на содержание исключительно за обозначенными категориями супругов.

  • Воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту
  • Конституционные основы призыва на военную службу
  • Время проведения и содержание призыва
  • Граждане, призываемые на военную службу
  • Органы, осуществляющие призыв
  • Продолжительность военной службы
  • Явка на мероприятия, связанные с призывом
  • Ответственность граждан за нарушение обязанностей по воинскому учёту
  • Розыск «уклонистов». Профилактика недобровольной явки
  • Медицинское освидетельствование
  • Медицинское обследование по направлению призывной комиссии (военного комиссара)
  • Призывная комиссия субъекта РФ
  • Отправка к месту прохождения военной службы
  • Отсрочка от призыва | порядок предоставления отсрочки от призыва
  • Отсрочки, предоставляемые в связи со спецификой семейного положения

  • Отсрочки, предоставляемые в связи с наличием детей
  • Отсрочки, предоставляемые в связи с работой
  • Отсрочки, предоставляемые в связи с обучением
  • «Президентские» отсрочки
  • Альтернативная гражданская служба
  • Обжалование решений призывной комиссии
  • Призыв на военные сборы
  • Выезд за пределы РФ, пребывание за пределами РФ
Читайте так же:  Использование материнского капитала на строительство дома

Возможно ли мне (внуку) получить отсрочку от армии оформив опекунство над бабушкой 80 лет инвалидом 2-й гр. других родственников у неё нет.

А как же обязанность по закону ухаживать за своими родственниками?

Отсрочка от армии по уходу за родными
В данном случае призывник может получить отсрочку в том случае, если он осуществляет уход за одним из нижеперечисленных личностей:
Матерью;
Отцом;
Братом;
Сестрой;
Женой;
Усыновителем;
Дедушкой;
Бабушкой.
Это связанно с тем, что в соответствии с законодательством, человек обязан ухаживать за своими родственниками в случае, если они очень больны. Однако отсрочку от армии можно получить только в том случае, если такие родственники не находятся на государственном попечительстве. Также данный факт должны подтвердить медики, проведя специальную экспертизу.
Итак, основными условиями для получения отсрочки от армии в связи с осуществлением ухода за родными являются:
Если отсутствуют граждане, которые в соответствии с законом обязаны обеспечивать уход за своими родственниками;
Если полностью отсутствует обеспечение в государстве, которое необходимо такому человеку;
Если родственник нуждается в постоянном уходе (данный факт должна подтвердить медицинская экспертиза).

Спасибо. Я имел ввиду отсрочку от армии по уходу за больными родственниками. Отец умер месяц назад. И кроме меня у бабушки-инвалида никого больше нет. И задавая вопрос, я руководствовался именно законом… Отсрочка от армии по уходу за родным.
Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:
занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
(Согласно пп. б п. 1 ст. 24 ФЗ оВОиВС)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
Опекунство и армия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here