Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в России

В этой статье постарались полностью описать тему: "Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в России" и прокомментировать ее для неопытных людей. Если у вас по мере прочтения возникнут вопросы обратитесь к консультанту.

Опубликовано в 2016, Выпуск Апрель 2016, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Башаев С.В.1, Горелик В.В.2

1 Магистрант, 2 Доцент, Кандидат биологических наук, Тольяттинский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье приведена статистика по числу инвалидов в России. Проведена группировка по полу, возрасту, группе инвалидности. Приведены особенности адаптации инвалидов к условиям современного общества, и адаптации в нем. Приведены проблемы, из-за которых, лица с ограниченными возможностями здоровья не могут чувствовать себя комфортно среди здоровых людей, быть в социуме и жить в нем. Раскрыты особенности социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями в России. Проанализированы  возможности для лиц с ограниченными возможностями в современных развитых странах и в России. Дана оценка проблем у инвалидов в нашей стране, указаны пути их решения, которые в коечном счете позволять лучше адаптироваться в современной непростой социально-экономической ситуации.

Ключевые слова: инвалиды, адаптация, проблемы адаптации, общество, поддержка.

Bashaev S.V.1, Gorelik V.V.2

1 Undergraduate, 2 Associate professor, PhD in Biology, Togliatti State University

PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN MODERN SOCIETY

 Abstract

The article presents statistics on the number of disabled people in Russia. Grouping by gender, age, disability group. The features of adaptation of persons with disabilities to the conditions of modern society, and adapting to it. Given the problems that people with disabilities may not feel comfortable among healthy people, to be social and live in it. The features of social adaptation of persons with disabilities in Russia. Analyzed opportunities for persons with disabilities in the developed countries and in Russia. The estimation problems of the disabled in our country, the ways of their solution, in which the number of beds to allow better adapt in the current difficult socio-economic situation.

Keywords: disabled, adaptation, adaptation problems, society, support.

Работа с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, относится к одному из острых вопросов в социальной работе.

В России долгое время слово «инвалид» было под запретом. Наличие таких людей все время умалчивалось и никогда не выпячивалось на всеобщее обозрение. Таких людей очень редко можно было увидеть на улицах, в магазинах. Их можно было увидеть либо в больницах, либо дома .

В это же время, в европейских странах, провозглашалось равенство людей, их взглядов, их желаний, и инвалиды считались полноправными членами общества, и находясь в нем, чувствовали себя полноценными людьми .

Провозглашение равенства, позволило лицам с ограниченными возможностями, полноценно пользоваться всеми правами, которыми пользуются здоровые люди. У них появилось право на всё: обучение, трудоустройство, медицинское обеспечение, психологическую помощь и пр.

Благодаря всесторонней поддержке государства, такие люди очень быстро «акклиматизировались» в обществе и начали жить полноценно, ограничиваясь лишь специфическими особенностями своего здоровья и последствиями перенесенного заболевания .

Рухнувший «железный занавес» открыл России весь тот быт людей с ограниченными возможностями там, в Европе, и раскрыл печальность всей ситуации здесь, в своей стране. После этого начались шаги к тому, чтобы перенять опыт европейских стран и воспроизвести в нашей стране ту модель взаимоотношений между здоровыми людьми и инвалидами, которая сложилась в европейских странах.

Насущность темы исследования имеет несколько причин:

  1. Проблема инвалидности обрела масштабные рамки. В России больше 12 млн. человек имеющих различные заболевания.
  2. Размер финансового и социального снабжения инвалидов на сегодняшний день, остается достаточно низким, вопреки тому, что, начиная с 2008 года, после запуска программы «Доступная среда» для лиц с ограниченными возможностями, государство проделало огромную работу, благодаря которой, постепенно, социальное и финансовое обеспечение инвалидов стало улучшаться.

Важным фактором социальной адаптации инвалидов в обществе, является их приспособленность к жизни в социуме здоровых людей. Данная проблема имеет особую важность, исходя из того, что с каждым годом, взгляды здоровых людей на тех, кто родились или стали инвалидами в течение жизни, стало существенно меняться (Табл.№1,№2),.

В России, около 10% населения, признанных инвалидами.

Таблица № 1 «Общая численность инвалидов по группам инвалидности»

(данные даны на 1 января года)

 Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в России 86

Таблица №2 «Распределение инвалидов по полу и возрасту»

(данные даны на 1 января года)

Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в России 135

Сложность адаптационной работы с инвалидами проявляется по следующим причинам:

  1. У инвалида из-за проблем со здоровьем возникают преграды, которые приводят к снижению качества его жизни и лишают его полноценного сосуществования в обществе,
  2. Отсутствуют довольно интенсивные социальные контакты, которые приводят к торможению их интеллектуальных способностей
  3. Отсутствует доступная психологическая, правовая и информационная помощь, которые приводят к утрате или неиспользованию инвалидами тех потенциалов интеграции в общество, которыми они располагают.

В нашей стране, здоровые люди относятся к инвалидам, отталкиваясь от медицинских терминов, для которых, инвалид – это человек, который имеет ограничения, такие как: самостоятельно ходить, слышать, видеть, говорить.

Неблагоприятное социально-экономическое состояние таких людей зачастую сводится к тому, что они лишены профессиональной помощи; степень их социализации — привыкание к вынужденным условиям жизни и формирование новых навыков и умений для своей самореализации в обстоятельствах нынешнего социума. Социально-экономическое положение инвалидов (родственные отношения, образование, материальное положение, степень благоустроенности местности, где проживает инвалид, и пр.) играет немаловажную роль в акклиматизации инвалида и его социализации .

В этой сформировавшейся ситуации, возникла большая необходимость в разработке государством стратегии по вопросу социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, а также процессов взаимодействия органов государственной власти для поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья.

Одно из важных условий социализации – это внедрение в сознание здоровых людей идеи равноправных возможностей для лиц с ограниченными возможностями. Процесс адаптации инвалидов к обществу имеет свои особенности, которые зависят от пола и возраста инвалида, вида патологии, особенностей его социального положения .

В России, лица с ограниченными возможностями воспринимаются обществом здоровых людей как люди, существенно отличающиеся от них в не лучшую сторону, не имеющие больших возможностей, и это порождает у здоровых людей либо неприятие инвалидов как полноправных членов социума, либо жалость по отношению к ним.

Европейский и отечественный опыт демонстрирует, что зачастую, инвалиды, даже, имея большой потенциал для оживленного участия в жизни общества и даже возможность работать, не могут их осуществить.
Наряду с этим, возникает такое понятие, как «неготовность» большинства здоровых людей к близкому контакту с инвалидами в условиях жизни, которое приводит к такой ситуации, что инвалид не имеет возможности реализоваться наравне с ними.

Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним. Больше половины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнение .

У инвалидов финансовое обеспечение чаще всего, гораздо ниже, чем у здоровых людей. Многие инвалиды не имеют высшего образование. Из числа инвалидов, которые трудоустроены, не все удовлетворены своей заработной платой, а те, кто не трудоустроены, вынуждены жить лишь на одну пенсию, которой не хватает для более комфортной жизни и удовлетворения своих потребностей.

Редко кто из инвалидов создают семью. У большинства лиц с ограниченными возможностями отсутствует полноценный интерес к жизни, они часто впадают в депрессию.

Удовлетворение вышеперечисленных нужд – непременное условие успешной интеграции инвалидов.

До тех пор, пока обществом не будут сделаны взвешенные шаги к сближению, социализация инвалидов к пребыванию в обществе здоровых людей, состояться не может .

Залог успеха социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями к полноценной жизни в современном обществе—тесное взаимоотношение инвалидов со здоровыми людьми.

Литература

  1. Федеральная служба государственной статистики . – Режим доступа: –
  2. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 1996 г.
  3. Заборова Е.Н. Социологический анализ городского социального пространства // Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. социол. наук. Екатеринбург, 2007. 38 с.
  4. Петрова Л.Е. К вопросу о понятии “социальное самочувствие” // Молодые социологи о социальных проблемах молодежи // Сборник тезисов и материалов студентов и аспирантов вузов Урала к X Уральским социологическим чтениям “Молодежь – будущее России”. – Екатеринбург, 2010 г. 56 с.
  5. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социол. исслед. 2014. № 4.
Читайте так же:  Условия госпрограммы «Первый автомобиль» и сроки ее действия

References

  1. Federal’naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki . – Rezhim dostupa: –
  2. «Social’naja rabota s sem’ej rebenka s ogranichennymi vozmozhnostjami» N. F. Dement’eva, G. N. Bagaeva, T. A. Isaeva, Institut social’noj raboty, M., 1996 g.
  3. Zaborova E.N. Sociologicheskij analiz gorodskogo social’nogo prostranstva // Avtoref. dis. na soisk. uch. step. dokt. sociol. nauk. Ekaterinburg, 2007. 38 s.
  4. Petrova L.E. K voprosu o ponjatii “social’noe samochuvstvie” // Molodye sociologi o social’nyh problemah molodezhi // Sbornik tezisov i materialov studentov i aspirantov vuzov Urala k X Ural’skim sociologicheskim chtenijam “Molodezh’ – budushhee Rossii”. – Ekaterinburg, 2010 g. 56 s.
  5. Jarskaja-Smirnova E.R. Social’noe konstruirovanie invalidnosti // Sociol. issled. 2014. № 4.

  1. Социальная адаптации детей с ограниченными возможностями как

направление деятельности учреждения социальной защиты

Социальная адаптация детей с ОВЗ как направление социальной работы представляет собой постоянное, активное приспособление индивида к условиям социальной среды через усвоение ими правил и норм поведения, принятых в обществе, а также результат этого процесса. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность.

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите ин­валидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятель­ности и вызывающее необходимость его социальной защиты». «Ограничение жизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять само­обслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и занимать­ся трудовой деятельностью», — поясняется в этом законе.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвали­дов» к этой категории относятся дети, имеющие «…значитель­ные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориента­ции, контролю за своим поведением, обучению, общению, игро­вой и трудовой деятельности в будущем».

Это определение вытекает из современной концепции Всемир­ной организации здравоохранения: поводом для назначения инва­лидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологиче­ской или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации. Социальная дезадаптация — нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в отношении детей-инвалидов — в результате социальной недостаточности или социальной дис­функции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может вы­полнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и куль­турного положения (в соответствии с номенклатурой социальной недостаточности, IV раздел Международного руководства по оцен­ке последствий болезни, ВОЗ, Женева 1989 г.):

—  ограничение физической независимости (неспособность вес­ти себя независимо с другим лицом);

—  ограничение подвижности (передвигаться во времени и про­странстве);

—  ограничение способности заниматься обычной деятельностью;

—  ограничение способности к получению образования, к про­фессиональной деятельности;

—  ограничение способности к интеграции в обществе, неучас­тие во всех видах повседневной активности наравне со сверстни­ками.

С 1996 г. детям после прохождения медико-социальной экспертизы при­сваивается статус ребенка-инвалида, дается медико-социальное заключение (форма № 080-у-96, утвержденная приказом МЗ и МПРФ № 95 от 18 марта 1996 г.).

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права детей с ограниченными возможностями, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Для детей-инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье.

К международным актам, обеспечивающие права и интересы детей относятся: Декларация прав человека (1948 год), Декларация прав ребенка (1959 год), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1975 год), Конвенция и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год).

Как и все другие дети, ребенок со специфическими потребностями имеет право жить и воспитываться в семье, которое закрепляется в «Семейном кодексе». Родители должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до 14 лет и далее, если ребенок в этом нуждается. Особое внимание уделяется и людям, воспитывающим ребенка-инвалида (его родителям, опекунам). Государством выплачивается пособие по уходу за такими детьми, независящие от дохода семьи. Время ухода за ребенком со специфическими нуждами зачисляется одному из родителей (который осуществляет уход) в стаж работы для получения трудовой пенсии. Матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 14 лет, ежемесячно получают оплачиваемый свободный день, также родители инвалидов с детства имеют право на более ранний срок ухода на пенсию.

Дети со специфическими потребностями имеют право на получение пенсии, которая зависит от его (ребенка) степени нарушения здоровья. Предусматривается для таких детей и бесплатное получение медикаментов, а также предоставление физкультурно-оздоровительных услуг с их частичной оплатой или бесплатно.

Одной из целей социальной помощи детей с ОВЗ является создание условий для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры:

— предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи, услуг;

— развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности с гибким режимом работы, различного типа и назначения;

— предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в учебно-воспитательных учреждениях общего типа;

— развитие сети специализированных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов;

— формирование системного подхода к решению проблем этой категории детей и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество;

— совершенствование системы социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов. Федеральный Закон «О правах ребенка» (1993 год) определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и определяет обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и социальная защита гарантируются детям-инвалидам, с особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных ситуациях.

Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации определяет следующие меры социальной поддержки:

— обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

— обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;

— проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг;

— обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению, приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для федеральных образовательных учреждений и библиотек;

— для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, возможностью пользоваться услугами сурдопереводчиков;

— скидка 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;

— воспитание и обучение детей-инвалидов на дому, а также компенсации затрат родителей на эти цели. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях;

— приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов.

Для детей с ОВЗ состояние здоровья, которых исклю­чает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учрежде­ния, ребенок помещается в такое учреждение по же­ланию родителей. Дети раннего возраста — до 4-х лет принимаются в специализированные дома ребенка, находя­щиеся в ведении органов здравоохранения.

Читайте так же:  Сроки перечисления материнского капитала: новые правила

В системе социальной защиты населения существует два типа стационарных учреждений для таких детей: дома-интернаты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и для умственно отсталых детей.

К числу специализированных детских учреждений, нахо­дящихся в системе народного образования, относятся в ос­новном учреждения восстановительно-лечебного характера. Это школы-интернаты с особым режимом для слепых и сла­бовидящих детей, глухих и слабослышащих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с последствиями полиомие­лита и церебральных параличей. При приеме ребенка в специализированное учреждение государство принимает на себя все расходы по его содержа­нию, воспитанию, лечению, а также уходу за ним, если же ре­бенок находится в семье, ему назначается социальная пенсия.

Таким образом, в    силу    особенностей детей с ограниченными возможностями их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов, где главной целью в социальной работе с данной категорией является содействие в улучшении качества жизни ребенка, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для успешной социальной адаптации и их интеграции в общество.

  1. Особенности социальной работы с детьми-инвалидами дошкольного возраста

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач ДОУ. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – это отношение окружающих к ребенку и к семье в частности, вторая – это получение доступного и достойного образования для ребенка.

В зависимости от степени тяжести заболевания дети с ОВЗ дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в различных образовательных учреждениях:

​ детских садах компенсирующего вида;

​ детских садах комбинированного вида;

​ дошкольных группах, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах;

​ образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школ Поддержка детей-инвалидов осуществляется:

​ в специализированных образовательных учреждениях для нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных, в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;

​ в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

​ в учреждениях дополнительного образования: центрах дополнительного образования детей, детских оздоровительных центрах различного профиля и др.;

​ в специализированных социально-реабилитационных группах, территориальных центрах помощи семье и детям;

​ в кризисных центрах.

Воспитывать и обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет. Родители  детей-инвалидов зачастую ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода.  Но именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки очень важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром.

Включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

         В ДОУ педагоги составляют  индивидуальные программы развития   по результатам наблюдений за ребенком с ограниченными возможностями во всех режимных моментах. В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями.  Но работу педагогов отличает особая гибкость, умение предложить детям задание, посильное и интересное каждому, включить ребёнка в общую деятельность.

         По уровню включения ребенка в образовательный процесс в ДОУ  условно обозначают виды инклюзии:

— «точечной инклюзией» называется, когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке;

— «частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

-«полная инклюзия» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождениием.

  Процесс обучения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями следует сделать трехступенчатым:

 1. Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.

 2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

 3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

         Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует: предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности; начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха; сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими; включать в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.

         В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении воспитателю всегда следует помнить, что его действия, направленные на создание психологического комфорта  должны быть обдуманы и тактичны.  Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей — снисходительное отношение.

         Для создания и укрепления своего социального статуса в новом коллективе ребенку с ограниченными возможностями  надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например, капитаном в спортивных соревнованиях, ответственным за уборку территории и т.д, это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны детей.

В задачи комплексного развития таких детей в образовательно-воспитательных учреждениях:

​ социальное развитие;

​ познавательное развитие;

​ развитие общения и опыта коммуникативного взаимодействия;

​ физическое развитие и воспитание, формирование навыков самообслуживания;

​ предметная деятельность и игра;

​ формирование продуктивных видов деятельности;

​ эстетическое развитие (музыкальное воспитание, ознакомление с художественной литературой, эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства).

Таким образом, ребенок-инвалид может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного, инклюзивного (совместного с нормативно развивающимися детьми) воспитания и обучения.

1.3 Опыт работы в учреждениях социальной защиты по реабилитации детей с ограниченными возможностями

Продление активной жизни детей и подростков с ограниченными возможностями является существенной задачей решением, которой является сохранение не только здоровья, но и качество их жизни. Медицинские проблемы, качество жизни инвалидов активно исследуются учеными, но возможность воздействия на него психосоциальных факторов изучено еще недостаточно. Существует проблема адаптации людей с ограниченными возможностями и их реабилитации.

Над актуальностью данной проблемы работает государственное специализированное учреждение Республики Коми «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.П. Морозова» используется система современных методов и направлений комплексной реабилитации детей-инвалидов с патологиями опорно-двигательного аппарата.

Медицинская реабилитация в учреждении включает в себя несколько направлений: кинезиотерапия, физиотерапия, парафинолечение и медикаментозное лечение. Кинезиотерапия (терапия движением) – выполнение физкультурных упражнений в лечебно-нагрузочных костюмах типа «Адели», «Гравистат», процедуры с применением лечебно-тренировочного тренажера Гросса, уроки в тренажерном зале, занятия с аппаратом Ремиокор (БОС) и лечение положением. Для исправления нарушения осанки у детей специалисты учреждения, используют корректоры осанки — реклинаторы грудного отдела позвоночника. Этот метод удобен в том, что он не требует длительной специальной подготовки, его можно использовать в быту, на занятиях по лечебной физкультуре, на уроках с психологом и логопедом.

При лечении положением ребенка укладывают в определенную позу, и в этом положении удерживают некоторое время, таким образом, через рецепторный механизм оказывается влияние на мышечный тонус пациента. В занятиях по кинезетерапии используют разнообразные методы воздействия в зависимости от возраста детей: с малышами от 4-6 лет применяются детские стихи, 8-12 лет – элементы художественной гимнастики.

В учреждении используют различные типы лечебного массажа, магнито- и лазеротерапию, электро- и теплолечение и другие. Также Центр проводит обучение детей по общеобразовательной программе начального обучения и по воспитательной программе, где используются как групповые, так и индивидуальные подходы, которые помогают восстановить пробелы в знаниях и умениях учащихся, способствуют развитию их познавательной деятельности. Занятия ведутся в специально оборудованных помещениях для детей с двигательными нарушениями (специальная мебель, ученические приборы, ортопедическая обувь, фиксаторы, реклинаторы и др.).

Читайте так же:  Заявление на возврат госпошлины

Специалисты учреждения, используя новые технологии в комплексной реабилитации детей, стремятся укрепить их здоровье, повысить интеллектуальные способности для того, чтобы они могли успешно учиться в обычной школе, играть, заниматься спортом и творчеством со своими сверстниками.

Адрес следующего опыта — Областное государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в селе Веселая Лопань Белгородского района со стационаром на 100 мест, предназначенное для оказания комплексной многопрофильной медико-социальной помощи детям-инвалидам с заболеваниями центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата и нарушениями статодинамической функции. Деятельность центра направлена на максимально полную социальную адаптацию и интеграцию детей и подростков-инвалидов в общество посредством проведения комплексной социальной, медицинской, психолого- педагогической и трудовой реабилитации.

Первое направление — медицинская реабилитация, которая включает в себя применение аппаратов серии «БОС», «АкорД», тренажеров «Гросса», лечебных костюмов «Гравистат», «Адели», «Фаетон», балансировочного тренажера, трехколесных велосипедов «Левушка» для детей с заболеванием центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Также проводятся: аудиовизуальная стимуляция, иглорефлексотерапия, рефлексотерапия, ароматерапия и аэрофитотерапия, стоматологическое и офтальмологическое лечение, иппотерапия.

Второе важное направление деятельности учреждения – это психолого-педагогическая и социальная реабилитация, которая направлена на социализацию детей: социально-психологическое сопровождение, направленное на развитие способности к социальной адаптации; профориентация и подготовка к трудовой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей дальнейшего труда; коррекция психофизического развития средствами логопедии, специальной педагогики; социально-бытовая адаптация; информационно- консультативная работа для родителей и подростков по вопросам медико- психолого-педагогической реабилитации и социальной интеграции.

В комплексе социальных мероприятий, проводимых в Центре, большую часть составляют мероприятия, связанные с особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями. Для решения выявленных в ходе психологического обследования проблем педагогами-психологами проводится работа с детьми в группах по следующим направлениям: психологическое просвещение, развитие навыков делового общения, развитие социального интеллекта, стабилизация эмоционального состояния. В Центре проводится комплексная логопедическая коррекция с использованием ТСО и информационных технологий: логопедический массаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика. Также применяются такие инновационные методы, как: плантарный массаж рук и ног, использование компьютерной программы «Речевой калейдоскоп», а для работы с заикающимися детьми аппарат для закрепления навыков и коррекции речи «Монолог». Мероприятия по социально-бытовой адаптации осуществляются специалистами по социальной работе по игровым программам, направленным на обучение «жизни с инвалидностью». Большую помощь в этом оказывает комната социально-бытовой адаптации, оборудованная под кухню с набором предметов социально-бытового плана. Для разностороннего развития и социализации младших школьников и их ранней профессиональной ориентации в Центре работает программа «Гендерное воспитание и ранняя профориентация младших школьников», которая направлена на оптимизацию общения и взаимодействия мальчиков и девочек и формированию понятий о профессиях.

КОГКУСО «Мурыгинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей Родник» , рассчитано на 345 детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет и инвалидов молодого возраста старше 18 лет. Воспитанниками детского дома — интерната являются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, попавшие в трудную жизненную ситуации, требующие особой поддержки, заботы и защиты.

Основная цель детского дома-интерната — осуществление комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации на основе инновационных методов обучения и воспитания, подготовка детей и подростков к труду для их последующей интеграции в современное общество

В детском доме-интернате созданы три отделения для проживания обеспечиваемых:

— отделение «Милосердия»,

— отделение «Психолого-педагогического помощи»,

— отделение «Инвалидов молодого возраста».

Воспитатели детского дома-интерната в каждой группе создают условия, приближенные к домашним, выделены зоны для игр и отдыха, информационные и развивающие уголки. Оформление помещений направлено на эстетическое развитие воспитанников.

Предоставление социально-медицинских услуг одно из главных направлений деятельности детского дома-интерната. Основными компонентами медицинской реабилитации являются мероприятия, направленные на восстановление утраченных функций при синдроме Дауна, различных формах ДЦП, нарушение речи, слуха, различных степенях умственной отсталости, лечение сопутствующей соматической патологии.

Направление работы — реабилитация, лечение и профилактика заболеваний.

Также в этом учреждении проводится культурно — досуговая, культурно-просветительская, духовно-нравственная и спортивно-оздоровительная работа.[1]

Для индивидуальной работы с воспитанниками есть уютный кабинет психолога, сенсорная комната. Логопедический и дефектологический кабинеты оснащены всеми необходимыми для развития детей методическими и развивающими материалами и играми, соответствующим оборудованием.

В кабинете педагога дополнительного образования дети имеют возможность мастерить, творить, фантазировать, там же постоянно работает творческая выставка, создается экспозиция «Русская изба», в интерьере которой девочки мастерят рукотворных кукол. Также в учреждении имеются учебно-производственные мастерские: две швейные, картонажная, столярная, растениеводства, творческая мастерская. Основное направление работы мастерских – обучение профессиональным навыкам обеспечиваемых.

Порядок содержания воспитанников в детском доме-интернате направлен на создание условий для психологической, педагогической коррекции отклонений в психофизическом развитии детей.

В целях защиты личных, имущественных и жилищных прав воспитанников в возрасте от 4 до 18 лет и инвалидов молодого возраста старше 18 лет, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, юридических и правовых вопросов в детском доме-интернате создана социально-консультативная служба.

 Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Статья  Зайцевой С.И., учителя письма и чтения, дефектолога ГБОУ  «Казанская школа-интернат», Республика Марий Эл, Россия

 Аннотация: в статье описаны этапы, методы социально-трудовой адаптации реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыты понятия социализации и социальной адаптации детей.Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, дети с ОВЗ.

 Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта,  прежде всего – системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности – в семье, школе, трудовых коллективах и пр.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

[2]

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации,  позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с ОВЗ в жизненно важных вопросах – как пользоваться средствами связи, как устроиться на работу, как получить необходимое медицинское обследование, куда обращаться, как распределить бюджет и многое другое.

Единственным университетом знаний для таких детей по вопросам социализации является школа. Если ребенок, развивающийся в норме в силу своих возможностей, мотивированных потребностей черпает эти знания не только в школе, семье, но и самостоятельно, перерабатывая поступающую информацию из окружающего мира, то дети с ОВЗ имея такой дефицит как недоразвитие познавательной деятельности, самостоятельно не могут получить необходимые знания для успешной социализации.

Поэтому во многих случаях только в школе под влиянием учителя  становится возможной коррекция недостатков в формировании личности детей с ОВЗ. А поскольку наша школа находится на положение интерната, значит научить, сориентировать детей, выработать положительные привычки – это задача всего нашего коллектива.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими сверстниками, закончившими общеобразовательные школы. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, несмотря на свои особые возможности, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Наиболее полно задачам успешной социализации, социально-трудовой  адаптации лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-реабилитационная среда школы 8 вида. Созданные в ней условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решению сопутствующих проблем – социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности детей с ОВЗ, позволяя ему после окончания школы выступить на рынке труда в доступных для него областях.

Читайте так же:  Кто имеет доступ к информации?

Социализация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвует личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию и постоянной поддержки детей с ОВЗ. В связи с этим, в учебно-воспитательном процессе школы должна быть заложена и реализовываться идея социализации личности с использованием компенсаторных возможностей индивидуально каждого учащегося. Эта задача будет решаться лишь при соблюдении определенных требований. Главное из них —  наличие единой системы воздействия на учащихся, складывающейся из нескольких этапов.

Этапы школьной социально-трудовой адаптации и реабилитации в общеобразовательной школе – интернате

Первый этап (1- 4 класс) – социальная адаптация личности через привитие навыков самообслуживания, ручного труда, самопознание.[3]

Второй этап (5-9 класс) – социально – трудовая адаптация через труд на пришкольном участке, мини – ферме, выбор профиля трудового обучения, профессиональная подготовка.

Третий этап (10 класс) – выбор жизненного пути после окончания школы: трудоустройство, продолжение обучения, приобретение профессии, самореализация в жизни.

В коррекционной школе VIII вида ведущими уроками для успешной  социализации являются: уроки профильного обучения, домоводства или социально-бытовой ориентировки, делового и творческого письма.

В нашей общеобразовательной школе-интернате  профильный  труд представлен швейным делом, столярно-плотничным, штукатурно – малярным делом , сельскохозяйственным трудом, рабочим подворья , вязанием, цветоводством и декоративным садоводством, подготовкой младшего обслуживающего труда. По всем предметам разработаны рабочие программы.

На уроках сельскохозяйственного труда учащиеся овладевают сельскохозяйственными знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для участия выпускников сельских коррекционных школ в произвольном сельскохозяйственном труде по несложным специальностям, осуществляется коррекция недостатков трудовой деятельности,  воспитание положительного отношения к сельскохозяйственному труду, честности и добросовестности в труде, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, чувства ответственности за порученное дело и других моральных качеств, необходимых выпускникам коррекционных школ для работы на производстве, в коллективных и фермерских хозяйствах, содействие физическому развитию, укреплению здоровья, закаливанию организма и воспитанию физической выносливости.

Большую роль для успешной социальной адаптации учащихся играют уроки СБО. Учащиеся получают теоретические знания и практические умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, приобретают привычки по самообслуживанию, прививаются морально-этические нормы поведения, воспитываются навыки общения, которые бывают необходимы при посещении различных учреждений, организаций.

На уроках столярного дела учащиеся получают элементарные навыки  владения столярными инструментами и их назначением. Выполняют простые операции обработки древесины. На уроках швейного дела и вязания  ученики производят изделия необходимые для школы. Прекрасным делом занимаются ученики на уроках цветоводства и декоративного садоводства : облагораживают территорию школы и приусадебного участка цветами и плодовыми деревьями. Уроки «Рабочий подворья» учат выполнять подсобные работы на подворье , уборку территории , уход за одеждой и другим видам обслуживающего труда. Подготовка воспитанников ведётся с ориентацией на реально существующие рабочие места.

Направление «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей санитарок в больницах и поликлиниках. Данное направление  предназначено для обучения тех учащихся , кто в силу глубины и особенностей дефектов не может овладеть профессией столяра, швеи , штукатура – маляра и т.д.

Нельзя недооценивать значение экскурсий для успешной социализации и социальной адаптации  ребенка. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке. Поэтому мы стараемся проводить разнообразные экскурсии, в том числе на предприятия. Например, экскурсия в ЗАО «Марийское», в Казанскую врачебную амбулаторию.

Для того чтобы самореализоваться в мире труда, человек должен не только хорошо ориентироваться в мире профессий, но и иметь правильное представление о себе, о своих интересах и возможностях, сильных и слабых сторонах, о ценностях и притязаниях. Еще в школе он должен соотнести себя с несколькими профессиями, исследовать, какая область профессиональных интересов ему ближе всего, получить медицинскую консультацию по поводу своих трудовых возможностей, попробовать себя на практике в интересующих видах труда. Только после этого можно принимать решение о выборе профессии, причем необходимо помнить, что это еще не окончательное решение, что в течение жизни придется несколько раз менять вид деятельности, профессию, место работы.

В этом учебном году центром занятости населения п.Сернур было проведено профтестирование учащихся старших классов на предмет профессиональных предпочтений, который поможет в дальнейшем правильно сориентироваться в выборе будущей профессии.

Педагоги школы-интерната в учебно-воспитательной работе  добиваются того, что труд для каждого выпускника — жизненная необходимость. Все выпускники  школы  получают профессии в профессиональных училищах, где  приобретают  специальности. Этому способствовала проводимая профориентационная работа педагогов с учащимися и их родителями, поэтому педагогическим коллективам 9-х классов необходимо:

1.Корректно убедить подростков в их ограниченных возможностях.

2.Показать воспитанникам возможность реализации их сильных сторон, способности к достойному физическому труду.

3.Показать ценность и важность для общества «простых» профессий.

4.Сформировать адекватный уровень притязаний к будущей самостоятельной жизни и готовность к кропотливому физическому труду.

Таким образом, работа по социализации учащихся в коррекционной школе дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются следующие принципы: принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений; принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками.

Успешная интеграция детей с ОВЗ в социуме является первостепенной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом школы VIII вида.

Ссылка на источники

  1. Сводина В.Н. Интегрированное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 1998. — №6, стр. 32
  2. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2001. — №3, стр. 12
  3. Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции //«Директор школы»,1999, № 4;
  4. Володина Н.В. Реабилитация тех, кто не «вписывается» в стандарт // «Директор школы», 1997, № 6.  —  64 с.

Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенная жалость и внимания создают для них не только жизненные неудобства, но и негативно сказываются на формировании личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К сожалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется.

Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности. Если же эта потребность удовлетворена, то открывается путь к реализации возможностей личности в различных решающих сферах жизнедеятельности и труда.

Критической точкой в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья, независимо от того, каким дефектом он страдает, является период, когда он начинает осознавать, что его внешние данные отличаются от других людей и пытается в этой связи предвосхитить последствия для него этих различий. В случае, если окружающие ребенка люди никаким образом не акцентируют внимание на дефекте и неудобствах, которые он несет ребенку, моральная -психическая напряженность постепенно спадает. Если же ребенок становится объектом насмешек и издевательства со стороны сверстников и окружающих, возникает тяжелейший внутренний конфликт, последствия которого бывают трудно предсказуемыми.

Существуют несколько типов адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду:

· Психическая адаптациявыражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

· Социально-психологическая адаптацияэто оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру.

· Социальная адаптацияэто постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления ребенка к новым ситуациям жизни. Процесс адаптации к окружающей социальной среде идет непрерывно. Однако его обычно связывают с кардинальными изменениями, происходящими на жизненном пути индивида.

Наиболее общей доминирующей закономерностью при всех видах отклонений является нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. Другая важная закономерность психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья — трудность их социальной адаптации, установления взаимоотношений с социальной средой.

Читайте так же:  Как написать заявление на увольнение?

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья ставит перед родителями все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно решаться. Одной из таких наиболее сложных проблем является реализация потребности ребенка в общении со сверстниками. Родители не должны допускать, чтобы эти отношения складывались стихийно, и окружающие сверстники смеялись над его психическими и физическими недостатками. Однако рано или поздно ребенку придется общаться с окружающим миром, и, если у него не будут выработаны необходимые навыки взаимодействия с другими людьми, для него обособленность от сверстников может обернуться еще большей трагедией.

Более эффективно контакты с другими детьми налаживаются в раннем возрасте. Ребенок, находясь среди детей, может ощущать, что он не такой как другие, но его переживания в связи с возрастными особенностями еще недостаточно глубокие, адаптация происходит менее болезненно и быстрее. Однако ему надо помочь установить контакт с теми детьми, в компании которых он стал бы своим человеком. На сегодняшний день в городе Каменск-Уральске в детских садах активно внедряют программу «Инклюжен» для детей с ограниченными возможностями здоровья, приглашая таких детей на прогулки и занятия вместе со здоровыми детьми, чтобы позволить снизить до минимума недостаток в общении, а также адаптировать здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья.

По мере взросления у детей дошкольного возраста появляется потребность в общение с взрослыми — это:

· Познавательное общениепроявляется в виде задавания многочисленных вопросов (возраст почемучек) на различные темы, причем ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему — как к товарищу.

· Личностная форма общенияхарактеризуется тем, что ребенок активно стремится к обсуждению с взрослыми поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.

У ребенка же с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от тяжести дефекта, данные формы общения в период дошкольного детства находятся, как правило, в зачаточном состоянии или вообще отсутствуют.

Определенной деформации подвергаются и такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, формирование произвольности поведения, то есть такого поведения, для которого характерна устойчивость, не ситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.

Итак, в начальной системе отношений «взрослый — ребенок» зарождается и получает стимул к развитию и саморазвитию потребность в общении. По выражению Л.И. Божович, потребность в общении, как и потребность в новых впечатлениях, относится к такой качественно новой форме потребности, когда человека побуждают к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию, к овладению, достижению. В результате психические духовные потребности становятся ненасыщенными, приобретают возможность самодвижения.

Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое. И каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус.

Составной частью процесса социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является образование. Оно призвано обеспечить им доступ к знаниям, культурно-историческому наследию, накопленному человечеством, подготовить их к профессиональной деятельности, сделать взаимоотношения с окружающими людьми более доступными и цивилизованными.

В России обязательным базовым образованием является общее среднее. Не имея его, человек оказывается не подготовленным к получению профессионального образования и, тем самым, к условиям современной жизни. Поэтому вопрос о школьном образовании инвалидов — один из наиболее важных и наиболее полно рассматриваемых в законодательстве многих развитых стран.

Родители часто стоят перед выбором, где обучать такого ребенка — в обычной общеобразовательной школе или же в специальном учреждение. Их волнения не напрасны. Дело в том, что в деятельности многих специальных образовательных учреждений роль родителей в восстановлении жизненного потенциала ребенка, к сожалению, во внимание практически не принимается. Вызвано это тем, что специальные учреждения часто территориально отдалены от семьи. Нередко, из-за незнания или отсутствия реальной возможности выбора типа и вида образовательного учреждения родители вынуждены использовать единственный путь — сдавать ребенка в государственные специализированные учреждения.

Необходим иной подход и к обучению инвалидов в системе высшего образования. В настоящее время большинство высших учебных заведений не подготовлены к обучению инвалидов с различными видами патологии ни организационно, ни методически, что вносит в этот процесс существенные трудности. Так, инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающимся на колясках, в связи с неприспособленностью помещений весьма затруднительно самостоятельно попасть как в здание учебного заведения, так и в различные кабинеты и аудитории. Незрячим студентам нужны, особенно на начальном этапе учебы, сопровождающие лица. В библиотеках вузов для них не предусмотрена специальная литература с использованием азбуки Брайля, методические и другие пособия.

Следует также иметь в виду, что факт поступления абитуриента с ограниченными возможностями жизнедеятельности на учебу в высшее учебное заведение еще не решает проблему его активной социальной адаптации. Он лишь создает для этого лучшие возможности. Студенты-инвалиды, как и до поступления в вузы, по-прежнему нуждаются в дополнительной помощи взрослых.

В то же время усилия по обучению инвалидов в профессиональном учебном заведении и их социальной реабилитации могут оказаться неэффективными, если они после его окончания не смогут найти место работы. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности, тем более выпускники высшей школы, имеют возможности трудиться. Но им нужны гарантии, чтобы их физический и интеллектуальный потенциал был востребован и они не оказались после окончания учебного заведения на обочине жизни.

Вовлечение ребенка с ограниченными возможностями в раннюю совместную деятельность, интегрированное обучение, приобретение профессии создает предпосылки для решения другой важнейшей задачи социальной реабилитации — ликвидации последствий в развитии психики и поведении, обусловленные вторичными нарушениями.

Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с дефектом, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях.

Однако надо иметь в виду, что не все семьи могут справиться с навалившимися на них проблемами самостоятельно. Им нужна своевременная психологическая поддержка и социальная помощь, а для этого нужны специалисты, программы, законы.

Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких детей. Существует своеобразная «психологическая стена» между здоровыми людьми и людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. От этого страдают не только больные дети, но и все общество, поскольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом.

Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 417;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
  2. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.
  3. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.
  4. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.
Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в России
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here