Понятие и порядок расчета непрерывного трудового стажа

В этой статье постарались полностью описать тему: "Понятие и порядок расчета непрерывного трудового стажа" и прокомментировать ее для неопытных людей. Если у вас по мере прочтения возникнут вопросы обратитесь к консультанту.

Непрерывный трудовой стаж (НТС) — это продолжительность последней непрерывной работы, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе.

Если перерыв в трудовой деятельности при переходе с од­ной работы на другую не превысил установленных законом сро­ков и увольнение не вызвано виновным поведением работника, то НТС не прерывается. В социальном обеспечении юридичес­кое значение придается непрерывному трудовому стажу только при назначении пособий по временной нетрудоспособности.

При переходе с одной работы на другую непрерывный стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил одного меся­ца, при увольнении по ст.31 КЗоТ РФ без уважительных причин — трех недель.

НТО сохраняется:

— если перерыв в работе не превысил двух месяцев — при поступлении на работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае увольнения в связи с истечением срока трудового договора или по ст.ЗЗ п.1 КЗоТ; при поступлении на работу после освобождения от рабо­ты за границей в отечественных или в международных органи­зациях; при поступлении на работу из стран, с которыми заклю­чены соглашения о социальном обеспечении;

— независимо от продолжительности перерыва в работе — при поступлении на работу после увольнения в связи с переводом мужа (жены) на работу в другую местность; при поступлении на работу после увольнения по ст.31 КЗоТ в связи с уходом на пен­сию по старости или за выслугу лет.

НТС не сохраняется после прекращения трудового догово­ра по следующим основаниям: при увольнении за виновные дей­ствия по ст. 33 (пп. 3, 4); ст. 254 (пп. 1, 2, 3) КЗоТ РФ; после вступления в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы или исправительным работам не по месту работы; по требованию профсоюзного органа; при по­вторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин.

Специальная норма применяется при расторжении трудово­го договора женщиной в связи с необходимостью ухода за ре­бенком в возрасте до 14 лет или ребенком-инвалидом до 16 лет

46. Метод права социального обеспечения.

Метод представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых государство обеспечивает нужное ему по­ведение участников правоотношений. Решающей чертой отраслевого метода правового регулиро­вания является общее юридическое положение субъектов, их правовой статус.

Особенности метода проявляются в совокупности определен­ных признаков, к которым относят:

— порядок установления прав и обязанностей субъектов;

— степень определенности предоставленных прав и «автономности» действий субъектов;

— взаимоотношения субъектов правоотношений;

— наличие или отсутствие конкретной юридической связи меж­ду субъектами прав и обязанностей;

— пути и средства обеспечения установленных субъективных прав и юридических обязанностей.

Во-первых, по-прежнему сохраняет значение ссылка на со­циальную природу обеспечения, поскольку источник средств су­ществования предоставляется на уровне связи индивид — госу­дарство, а не индивид-семья. Средства централизованных вне­бюджетных фондов являются государственной собственностью.

Во-вторых, физическое лицо получает от государства денеж­ные средства или услуги не в обмен на труд и не в обмен на уплаченные страховые взносы, а во многих случаях и вообще независимо от участия в общественно полезной деятельности и внесения взносов (например, инвалиды с детства, дети).

В-третьих, средства централизованных внебюджетных фон­дов и бюджетов различных уровней распределяются в целях удовлетворения потребностей лиц, подвергшихся воздействию социального риска, тремя способами:

— бесплатно для потребителя на всеобщей основе в преде­лах установленного государством стандарта;

— нормирование с учетом прошлого труда и уплаты страхо­вых взносов;

— возмездие-неэквивалентно, т.е. на льготных условиях с частичной оплатой стоимости

Еще одна особенность метода права социального обеспече­ния заключается в сочетании централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.

Непрерывный трудовой стаж ранее имел значение при определении размера пособий по временной нетрудоспособности. Теперь размер пособия зависит от суммарной продолжительности страхового стажа, т.е. периодов уплаты взносов в фонд социального страхования. Перерывы в страховом стаже и их продолжительность, так же как и причины на порядок его исчисления не влияют.

Какое-то время назад можно было говорить о том, что непрерывный стаж имеет значения для выплаты надбавок за выслугу лет там, где такие надбавки были установлены. Ранее на федеральном уровне такая надбавка была, например, установлена для медицинских работников. С первого же декабря

2008 года работники бюджетных учреждений переведены на новые системы оплаты труда, которые утверждаются этими учреждениями самостоятельно. Поэтому теперь, каждый конкретный работодатель вправе сам решать устанавливать ему такую надбавку или нет, а если устанавливать то на каких условиях ее выплачивать, в том числе и определять порядок исчисления стажа, необходимого для его получения.

Непрерывный трудовой стаж является самостоятельной оценочной категорией трудовой деятельности работника, характеризующей не общую продолжительность времени работы, а конкретный промежуток трудового стажа работника.

Непрерывный трудовой стаж никак не связан с назначением государственной пенсии и имеет значение только при получении работником дополнительных благ такими благами могут быть:

· повышенные пособия по временной нетрудоспособности (в том числе дневное (часовое) пособие);

· надбавки к заработной плате (в том числе процентная надбавка);

· надбавки к пенсии;

· единовременное вознаграждение;

· пособия по государственному социальному страхованию;

· право на получение отраслевого негосударственного пенсионного обеспечения за выслугу лет;

· право на предоставление субсидии на приобретение жилья;

· дополнительные отпуска;

· право на санаторно-курортное лечение;

· исчисление выслуги лет для присвоения очередного специального звания, в том числе квалификационного класса;

· право на преимущественное оставление на работе при сокращении штата работников.

Эти блага являются мерой поощрения за длительные отношения работника со своим работодателем. Они призваны обеспечить устойчивость трудовых отношений, повысить стабильность в сфере труда. На достижение этих целей неизбежно потребуются некоторые затраты. Это, естественно, противоречит коммерческим интересам работодателя. Но следует учесть, что эти издержки небесполезны. Обеспеченная благами материальная заинтересованность в продолжении трудовых отношений с работодателем и качественном выполнении работы станет причиной того, что трудовой коллектив предприятия или организации будет включать максимальное количество квалифицированных работников. Квалифицированный рабочий персонал сможет обеспечить высокий уровень качества работ и услуг. А это при прочих равных условиях неизбежно повлечет повышение конкурентоспособности предприятия, а следовательно, и его прибыльности. Таким образом, дополнительные меры поощрения по результатам непрерывной работы могут обеспечить не только материальные интересы работников, но и высокую рентабельность организации или предприятия.

С 1 января 2007 года непрерывный трудовой стаж утратил юридическое значение.

В данной статье рассматриваются все виды трудового стажа, как он определяется, как его правильно оформить и др. Для чего нужен трудовой стаж и чем грозит его отсутствие. Какие документы являются подтверждением стажа. Каким должен быть трудовой стаж для получения права на трудовую пенсию. Приводятся определения непрерывного, общего и специального трудового стажа, как они рассчитываются. А также уделяется внимание прерыванию трудового стажа. О чем стоит позаботиться сегодня, чтобы обеспечить себя после прекращения активной трудовой деятельности.

В течение своей трудовой деятельности каждый человек сталкивается с необходимостью в получении пособий по временной нетрудоспособности, а с годами – в получении пенсии по старости или по выслуге лет. Современные правовые отношения в сфере социального обеспечения базируются на таком понятии, как трудовой стаж, отсутствие которого лишает прав на получение социальных выплат.

Трудовой стаж включает в себя продолжительность всей трудовой или иной общественно полезной деятельности и определяется по документам, выданным с места работы, а также службы или учебы, если они зачисляются в стаж. В России основным документом для подтверждения стажа работы является трудовая книжка, которая содержит сведения о работнике, о выполняемых им служебных обязанностях, а также о поощрениях за успехи в работе. При отсутствии трудовой книжки подтверждением трудового стажа могут служить различные выписки из приказов, ведомости на выдачу заработной платы, трудовые договоры, расчетные книжки с отметками о выплате заработной платы, а также свидетельские показания.

Понятие трудового стажа является обобщенным, так как существуют следующие его разновидности: страховой стаж, общий и специальный трудовой стаж и непрерывный стаж. Порядок исчисления трудового стажа установлен действующим законодательством, согласно которому существуют общие и отдельные правила исчисления для разных видов трудового стажа. Расчет трудового стажа производится в календарном порядке: каждые 30 дней переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев — в полные годы. Существует, в частности, перечень отраслей промышленности, в которых работа в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии как за год работы (торфяная, лесозаготовительная, рыбная, плодоовощная промышленность, лесное хозяйство и пр.).

СТРАХОВОЙ СТАЖ рассчитывается на основании продолжительности периодов деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы. К данным видам деятельности относится любая работа по трудовым договорам, военная или гражданская служба, работа в качестве индивидуального предпринимателя и пр.

По сегодняшним законам, для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно 5-ти лет страхового стажа, на протяжении которых производились обязательные выплаты в Пенсионный фонд. Если страховой стаж составляет 8 и более лет, пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в размере 100% от среднего заработка, при стаже от 5-8 лет — в размере 80% и при стаже менее 5-ти лет – 60% от среднего заработка. Согласно вступившему в силу Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ, размер пособия не может превышать минимальный размер ежемесячной оплаты труда, если страховой стаж работника составляет менее 6-ти месяцев. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком на сегодняшний день составляет 40% от среднего заработка за последние 12 календарных месяцев до момента ухода в отпуск по уходу за ребенком.

ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ включает в себя все периоды трудовой или общественно полезной деятельности, вне зависимости от имевших место перерывов в работе по трудовому договору. В общий трудовой стаж также включаются: военная служба; временная нетрудоспособность, наступившая в период работы; инвалидность 1-й и 2-й группы по причине профессионального заболевания или увечья, полученного на производстве; уход за инвалидом 1-й группы и уход неработающей матери за ребенком в возрасте до 3 лет, и пр. Для получения права на пенсию по старости продолжительность трудового стажа для мужчин составляет 25 лет, для женщин — 20 лет.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ рассчитывается по продолжительности трудовой или иной общественно полезной деятельности в специфических условиях. Это может быть работа на вредных производствах, в суровых природно-климатических условиях, на территориях, подвергшихся радиоактивному излучению. На основании специального трудового стажа устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет. Существует и понятие стажа по специальности, включающего в себя период времени, в течение которого приобретался профессиональный опыт.

Читайте так же:  Первый отпуск после устройства на работу

НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ определяется продолжительностью последней непрерывной работы у одного либо нескольких работодателей. До принятия Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, непрерывный трудовой стаж учитывался при определении размера пособий по временной нетрудоспособности, который мог составлять 100%, 80% или 60% от заработка работника, в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа. Однако с 1 января 2007 года размер пособий по временной нетрудоспособности (расчет оплаты по больничным) перестал зависеть от непрерывного стажа и стал рассчитываться на основании страхового стажа. Замена непрерывного трудового стажа на страховой стаж отразилась на размере выдаваемого пособия, так как в страховой стаж входят не все периоды трудовой деятельности, а лишь те, в течение которых происходила выплата страховых взносов.

Непрерывный трудовой стаж отличается от страхового и специального стажа по двум существенным пунктам:

· при определении размера пенсии и момента ее выплаты непрерывность стажа не учитывается;

· промежутки времени, в течение которых трудоспособный работник не занимался трудовой деятельностью, ограничены.

Непрерывный трудовой стаж сохраняется в случае, если при переходе с одного места работы на другое перерыв в трудовой деятельности не превышает одного месяца. Если имеет место увольнение по собственному желанию без уважительных причин, то для сохранения непрерывного трудового стажа перерыв в работе не должен превышать 3-х недель. Существуют также отдельные пункты, согласно которым непрерывный трудовой стаж может сохраняться, если перерыв в работе достигает 2-х и 3-х месяцев. При расторжении трудового договора стаж сохраняется для беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, до момента достижения ребенком указанного возраста.

Вне зависимости от продолжительности перерыва в работе, непрерывный трудовой стаж сохраняется при увольнении по собственному желанию по причине перевода одного из супругов в другую местность, а также по причине выхода на пенсию. У работников, уволившихся в связи с выходом на пенсию по старости, при последующем поступлении на работу продолжительность перерыва в трудовом стаже для исчисления непрерывного стажа не учитывается.

При поступлении на работу после прекращения трудового договора непрерывный трудовой стаж не сохраняется по причине совершения виновных действий, за которые, согласно существующему законодательству, предусмотрено увольнение с работы. Таковыми действиями считаются неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин и однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей. Руководители и главные бухгалтеры организаций и предприятий могут быть уволены за нанесение финансового ущерба организации и за принятие неверных или незаконных финансовых решений.

В непрерывный стаж, помимо работы по трудовому договору в качестве рабочего или служащего, засчитывается также:

· служба в армии и в органах Комитета государственной безопасности, если перерыв между днем окончания службы и днем поступления на работу или учебу не превысил 3-х месяцев;

· период работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах во время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, вне зависимости от продолжительности перерывов, вызванных данной учебой;

· период учебы в училищах и школах профтехобразования, если перерыв между днем окончания учебы и днем поступления на работу по трудовому договору не превысил 3-х месяцев;

· период вынужденного прогула при незаконном увольнении, если работника впоследствии восстанавливают на работе.

Таким образом, трудовой стаж дает каждому человеку гарантии на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по старости и выслуге лет. Несмотря на недостатки законодательства о пенсионном обеспечении, трудовой стаж на сегодняшний день продолжает оставаться основным способом обеспечения своего существования после прекращения активной трудовой деятельности.

Как считать страховой стаж

С 1 января 2007 года действуют новые правила выплаты социальных пособий, установленные Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ*. Вместо непрерывного трудового стажа для расчета размера пособий теперь берется страховой стаж — время, в течение которого человек подлежал обязательному социальному страхованию. Как рассчитывать такой стаж, до сих пор было не ясно. Наконец, Минздравсоцразвития России издало приказ от 06.02.2007 № 91. Им утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий. Комментирует новый документ Л.П. Фомичева, аудитор, член Палаты налоговых консультантов РФ.

Как считать страховой стаж

До появления приказа Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 (зарегистрирован приказом Минюста России 14.03.2007 № 9103) было непонятно, как рассчитать страховой стаж. Телефоны региональных отделений ФСС просто раскалились от звонков бухгалтеров. Поэтому ФСС РФ издало 11.01.2007 специальное письмо № 02-18/07-132. В нем было рекомендовано до утверждения Минзравсозразвития России Правил подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливать страховой стаж работнику в соответствии с записями в трудовой книжке.

Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее по тексту — Правила).

Правила устанавливают порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе определяют документы, подтверждающие страховой стаж.

Остановимся подробнее на основных положениях Правил.

Кто и когда считает страховой стаж

Страховой стаж определяет тот, кто назначает пособие. Если пособие назначается работодателем, стаж считает его представитель. В случаях, определенных Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255) пособие назначает территориальное отделение ФСС, тогда стаж подсчитывает отделение.

Поскольку право на пособие по новому порядку имеют и иностранные граждане, то в пункте 6 Правил сказано следующее. Если международным договором РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа, то применяются правила международного договора России.

Страховой стаж определяется при назначении пособия на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам).

Периоды работы по трудовому контракту

Закон № 255-ФЗ определил, что в страховой стаж включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской и муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Закон не связывает страховой стаж с фактической уплатой обязательных платежей в ФСС РФ, если работник работал по трудовому контракту. Согласно статьям 21 и 22 Трудового кодекса РФ лицо, оформленное по трудовому договору, с первого дня работы подлежит обязательному социальному страхованию.

Согласно пункту 2 Правил в страховой стаж включаются периоды работы по трудовому договору и периоды государственной гражданской или муниципальной службы.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, является трудовая книжка установленного образца (п. 8 Правил).

Трудовую книжку работодатель ведет (заполняет) каждому работнику, который проработал у него более 5 дней, если работа является для работника основной. Такое правило установлено статьей 66 ТК РФ.

В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений (п. 9 Правил).

Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие) за время до заключения трудовых договоров подтверждаются договором между работодателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом работодателя об уплате за период этой работы платежей на социальное страхование (п. 10 Правил).

При отсутствии трудовой книжки, при наличии в ней неправильных или неточных сведений, пропусков отдельных периодов работы, стаж можно подтверждать другими письменными документами. К ним относятся трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Подтверждающие документы должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи (п. 25 Правил).

Имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже могут не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.

Такое бывает, к примеру, при заключении брака, перемене фамилии и др. В таком случае факт принадлежности документа о стаже данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке (п. 26 Правил).

Если организация выплачивает пособие внешнему совместителю, то в обоснование своего страхового стажа, по мнению автора, работник вправе представить копию трудовой книжки, а также другие документы, подтверждающие его страховой стаж.

Осуществление иной деятельности

В страховой стаж включаются также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Эти периоды перечислены в статье 2 Закона № 255-ФЗ и пункте 2 Правил. Среди них периоды индивидуальной трудовой деятельности, в т. ч. в качестве индивидуального предпринимателя, нотариусов, детективов, частных охранников, адвокатов, членов колхоза и кооперативов, священнослужителя и др.

Напомним, что в соответствии со статьей 4 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачиваются также лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду. Поэтому в страховой стаж включатся периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы (при условии выполнения им установленного графика работы, после 1 ноября 2001 года).

Для таких застрахованных важен факт платежей в ФСС. Под такими платежами понимают:

  • взносы на государственное социальное страхование, которые осуществлялись до 01.01.1991;
  • страховые взносы в ФСС РФ (в период с 01.01.1999 по 31.12.2000);
  • налоги, перечисляемые в ФСС после 01.01.2001 (единый социальный налог, единый налог, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, ЕНВД, ЕСХН);
  • после 01.01.2003 — страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые адвокатами, индивидуальными предпринимателями, в том числе членами крестьянских (фермерских) хозяйств, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ.
Читайте так же:  Как рассчитывается медицинский стаж и пенсия медработникам?

Периоды, которые включаются в стаж при иной деятельности, могут быть подтверждены:

  • документами территориальных органов ФСС, удостоверяющими факт уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование (в виде специальных налоговых режимов, в добровольном порядке) с 01.01.1999 по 31.12.2000 и после 01.01.2003;
  • об уплате взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года — документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
  • документами колхоза, производственного кооператива, религиозной или иной организации (физического лица) об уплате после 1 января 2001 года за застрахованное лицо указанных налогов и др.

Процесс подсчета стажа

1. Нового Минздравсозразвития России ничего не придумал, и применил тот порядок, который установлен в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.[1]

Фактически порядок подтверждения страхового стажа для ФСС аналогичен порядку подтверждения стажа для расчета трудовой пенсии. Однако в данный стаж заcчитываются только те периоды, когда работник подлежал обязательному социальному страхованию. То есть время работы по трудовому договору, государственная гражданская служба и т. п. А время обучения в ПТУ, институте, пребывание в армии (когда заработная плата не начислялась, и взносы в ФСС с нее по умолчанию не уплачивались) в страховой стаж не включается.

2. Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (п. 21 Правил).

Пример

Рассчитаем страховой стаж работника, поступившего на работу 5 января 2006 года на момент начала больничного 5 марта 2007 года:
— с 05.01.2006 по 04.01.2007 — 1 полный год;
— с 05.01.2007 по 04.02.2007 — 1 полный месяц.
При этом не важно, сколько фактически будет в нем дней: в некоторых месяцах будет 30 или 31 день, как в данном случае. А в периодах, когда проходящим месяцем будет февраль, дней может быть и меньше.
С 05.02.2007 по 04.03.2007 фактически полный месяц, но если считать в днях, то получится 29 дней. Поскольку в Правилах сказано, что полный месяц должен содержать 30 дней, получается, что данный месяц не полный и считать его нельзя.
Итог — страховой стаж составил 1 год 1 месяц.

Впрочем, очень большая точность важна при пограничных процентных периодах. Например, один день может быть важен, когда решается, платить ли работнику 80 или 100 % заработка. В этом случае лучше не рисковать или письменно проконсультироваться в соответствующем региональном отделении ФСС.

Совет автора — для всех сотрудников лучше посчитать страховой стаж по состоянию на 01.01.2007. Его можно зафиксировать в личной карточке работника (форма № Т-2). На второй странице формы пункт 8 называется «Стаж работы (по состоянию на «__» _______ 20___ г.)». Правда, в типовой форме отведены места для указания общего, непрерывного стажа, и стажа, который дает право на надбавку за выслугу лет. Можно ниже добавить новую графу «страховой стаж» и вписать по состоянию на 01.01.2007 соответствующее количество лет, месяцев и дней.

Затем на день наступления соответствующего страхового случая в 2007 году к указанному стажу нужно прибавить соответствующее количество целых месяцев и количество дней в неполном месяце текущего года.[2]

Если работник имеет страховой стаж более 8 лет, и дальнейший подсчет его является не актуальным, поскольку пособие выплачивается в размере 100 % заработка, предлагаю в пункте 8 указать «более 8 лет».

3. Если из документов следует, что в один и тот же период человек работал на двух работах, и данные пересекаются, то следует учесть только одно место работы. Для того, чтобы определить, какое именно, нужно спросить работника. Учитывается тот период, который он указал в специально для этого случая написанном заявлении (п. 22 Правил и ст. 16 Закона № 255-ФЗ).

4. Иногда встречаются документы, в которых стаж указывается не посредством дат, а без указания точных дат. Такие сведения могут содержаться в трудовой книжке или иных документах, составленных до 14.12.1962. Например, в справке может быть сказано, что с 1957 по 1961 года человек работал в колхозе. В таком случае и при расчете пенсии, и при расчете больничного за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым является 15 число соответствующего месяца.

Учтем особенности

При подсчете страхового стажа иногда нужно будет сравнивать его с непрерывным трудовым стажем работника по состоянию на 1 января 2007 года.

И если страховой стаж окажется меньше непрерывного, то размер пособия надо будет определять исходя из непрерывного стажа (ст. 17 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Непрерывный стаж может превысить страховой в целом ряде случаев. Так, в соответствии с пунктом 8 Правил исчисления непрерывного трудового стажа работников при назначении пособий по государственному социальному страхованию (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252) и с учетом положений письма ФСС РФ от 25.10.2002 № 02-18/05-7418 в непрерывный трудовой стаж кроме времени работы засчитывались:

  • служба в составе Вооруженных Сил СССР и РФ;
  • служба в органах КГБ СССР, ФСБ России и МВД СССР и России, в народном ополчении и партизанских отрядах, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не превысил трех месяцев;
  • время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;
  • время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;
  • время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в составе Вооруженных Сил СССР и РФ, в органах КГБ, ФСБ России и МВД СССР и России, народном ополчении и партизанских отрядах.

В соответствии со статьей 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 № 4991-1, сотрудникам, уволенным со службы в органах налоговой полиции и поступившим в течение трех месяцев на работу или учебу (не считая времени проезда к постоянному месту жительства в случае его изменения), время их службы в органах налоговой полиции засчитывалось в непрерывный трудовой стаж.

На основании статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1) время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывалось в их общий и непрерывный трудовой стаж на следующих льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа.

Согласно пунктам 13, 14 и 16 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 875, время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, засчитывалось в общий трудовой стаж.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 и пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывалось в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву — один день военной службы за два дня работы.

Согласно статье 25 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. Супругу депутата Государственной Думы (на основании п. 5 ст. 25 названного Закона), уволенному в связи с переездом депутата для осуществления им своих полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий непрерывный трудовой стаж работы (службы).

В соответствии со статьей 256 ТК РФ отпуск женщине по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в непрерывный трудовой стаж.

Кроме того, при исчислении непрерывного стажа принимался во внимание трудовой стаж граждан России и СНГ, ранее занятых трудовой деятельностью на территории следующих государств-участников СНГ: Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия (согласно ст. 40 Договора от 26.02.1999 «О таможенном союзе и едином экономическом пространстве»).

У данных категорий работников эти периоды, включавшиеся ранее в непрерывный трудовой стаж, в страховой стаж теперь не входят. По этой причине им следует сравнивать непрерывный трудовой стаж и страховой.

Не следует забывать о гражданах, которые поступили на работу до 1 января 2007 года и имели право на пособие по временной нетрудоспособности в размере, превышающем размер пособия, полагающийся по новым нормам (в процентном выражении от среднего заработка). В этом случае оно выплачивается в прежнем более высоком размере. В статье 17 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ сохранены для этих лиц установленные ранее льготы по выплате пособий по временной нетрудоспособности в размере 100 % заработка, независимо от продолжительности страхового или трудового стажа.

Например, в соответствии с подпунктом «б» пункта 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6, работникам из числа круглых сирот, не достигшим 21 года, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет, пособие начислялось исходя из 80 % среднего заработка, а не из 60 %. На основании же статьи 24 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пособие выплачивалось в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки (но не выше максимального размера пособия) независимо от стажа работы.

Читайте так же:  Выплаты за 1 ребенка: виды, размер, правила получения

Подобные льготы сохраняются и впредь при условии, что работник начал работать до 1 января 2007 года.

Ø Здесь Вы можете получить СКИДКУ на НАШИ УСЛУГИ.

У нас Вы можете получить юридические услуги, помощь и защиту в суде>,

Ø Оказываем услуги: Экспертиза отчетов по оценке (Центр судебных и негосударственных экспертиз)

Ø Услуги Арбитражного Управляющего при проведении процедур банкротства.

Ø Свадебная видеосъемка и свадебный фотограф. Тамада.

Ø Создание и Раскрутка Сайтов и Блогов.

Содержание

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Введение 3

Глава I . Общая характеристика трудового стажа 4

1.1. Общий трудовой стаж 4

1.2. Специальный трудовой стаж 7

1.3. Непрерывный трудовой стаж 8

Глава II . Порядок исчисления и подтверждения трудового стажа 12

2.1. Исчисление трудового стажа 12

2.2. Подтверждение трудового стажа 14

Заключение 21

Список используемой литературы 22

Введение

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой. Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику.

Целями данной контрольной работы являются, прежде всего:
определение и классификация видов трудового стажа; определение роли и значения трудового стажа в современных экономических отношениях; характеристика видов трудового стажа и порядка их начисления.

В соответствии с поставленными целями работы необходимо реализовать следующие задачи: проанализировать правовую природу трудового стажа и его экономическое обоснование в условиях социализации трудовых отношений; проанализировать виды трудового стажа их различия и особенности; проанализировать процедуру начисления и порядок подтверждения трудового стажа с целью назначения пенсий.

В современных условиях социализации труда значение трудового стажа все больше и больше повышается, поскольку развитие рыночных процессов в экономике делает сектор трудовых ресурсов важным фактором, определяющим общее экономическое развитие государства, а защищенность трудовых ресурсов, в том числе и социальная, намного повышает их эффективность.

Глава I . Общая характеристика трудового стажа

1.1Общий трудовой стаж

В законе 1990 года содержалось определение общего трудового стажа. Общим трудовым стажем признавалась суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности, указанной в этом законе, с учетом которой устанавливалась пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности пенсия по случаю потери кормильца. Закон 1990 года утратил силу, вместе с ним утратило силу приведенное выше определение общего трудового стажа, изменилось и его назначение в пенсионном обеспечении.

Теперь общий трудовой стаж юридически безразличен для установления пенсии по старости. Для назначения такой пенсии необходим соответствующий страховой стаж.

С 1 января 2002 года изменилось содержание общего трудового стажа. В целях оценки пенсионных прав застрахованных граждан под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002года, учитывая в календарном порядке, в которую включаются:

Периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории РФ), члена кооперативной организации, периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

Периоды творческой деятельности членов творческих союзов – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

Служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации;

Периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанной с производством, или профессионального заболевания;

Периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

Периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Необходимо отметить, что отдельные периоды из числа перечисленных выше, которые подлежат зачету в общий трудовой стаж, нельзя отнести к общественно полезной деятельности. Первый – временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессиональным заболеванием. Данное правило имеет место в том случае, когда трудовой договор расторгнут в период временной нетрудоспособности, которая продолжается и после расторжения трудового договора.

Два других периода также не связаны с осуществлением какой-либо определенной общественно полезной деятельности. Это пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, и получения пособия по безработице. Следует иметь в виду, что в законе «О занятости населения в РФ» более полно раскрывается изложенное выше правило. Согласно этому закону в общий трудовой стаж засчитывается: время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы. Из этого следует, что безработные, зарегистрированные в органах службы занятости в качестве таковых, по своему правовому положению в части общего трудового стажа приравниваются к работающим по найму. Периоды, которые ранее учитывались в общий трудовой стаж, а при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января не включаются в него. Среди них обучение в средних специальных и высших специальных учебных заведениях, уход не работающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и семьдесят дней до его рождения (но не более девяти лет в общей сложности) и многие иные периоды.

Общий трудовой стаж имеет значение в пенсионном обеспечении за выслугу лет военнослужащих и других, приравненных к ним граждан, когда их выслуга не достигает двадцать лет. Пенсия за выслугу лет в этом случае устанавливается при условии, что граждане имеют, в частности, общий трудовой стаж двадцать пять календарных лет.

Общий трудовой стаж имеет юридическое значение при правовом регулировании многих других общественных отношений. Ветеранами труда признаются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками за отличия в труде, имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее сорока лет (мужчины) и тридцати пяти (женщины). Все эти граждане имеют звание «Ветеран труда» и им предоставляются соответствующие меры социальной защиты – права и льготы.

1.2. Специальный трудовой стаж

Специальный трудовой стаж – это суммарная продолжительность определенной деятельности, в период которой лицо не подлежало обязательному пенсионному страхованию. Данный вид стажа влечет определенные правовые последствия в пенсионном обеспечении военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов исполнительной системы и других приравненных к ним по условиям службы служащих.

Особым видом специального трудового стажа являетсяи выслуга лет. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

С учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

Так, например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении: пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (в стаж включается время инвалидности I и II групп вследствие профессионального заболевания или увечья, связанного с производством, на котором получено указанное увечье или заболевание); времени начала выплаты пенсии в связи с работой на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (в таких случаях пенсия устанавливается: мужчинам по достижении пятидесяти лет и женщинам по достижении сорока пяти лет, если они соответственно трудились не менее десяти лет и семи лет и шести месяцев и их общий трудовой стаж не менее двадцати и пятнадцати лет, а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам) .

Законодательство предусматривает также и другие случаи учета специального трудового стажа.

Специальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением пенсии; момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видов стажа.

1.3. Непрерывный трудовой стаж

Непрерывный трудовой стаж – это время трудовой деятельности (службы) в одной организации без перерывов либо в нескольких (двух или более), если при переходе с одного места работы на другое трудовой стаж по действующим правилам не прерывался. Условия, характер и местность, где выполнялись работы, роли не играют.

Данный вид стажа имеет юридическое значение в обеспечении работающих граждан одним видом пособия – пособием по временной нетрудоспособности. С учетом непрерывного стажа определяется лишь размер пособия, но не право на него, причем даже не во всех случаях временной нетрудоспособности и не6 для всех работающих.

Правовое регулирование непрерывного трудового стажа осуществляется на основании нормативных правовых актов СССР.

Правила эти довольны сложны. Они касаются следующих основных вопросов: какие допускаются перерывы в работе при смене одного места работы на другое (обычный допустимый перерыв и более длительные допустимые перерывы), когда допустимые перерывы увеличиваются, в каких случаях увольнения непрерывный трудовой стаж считается прерванным, какие виды деятельности при определенных условиях не прерывают непрерывный трудовой стаж, хотя и не засчитываются в него.

Читайте так же:  Отпуск военнослужащего

Общее правило исчисления непрерывного трудового стажа при работе в разных организациях таково: при переходе с одной работы на другую стаж не прерывается, если перерыв не превысил месяца. Однако если работник уволен по собственному желанию без уважительных причин, то допустимый перерыв сокращается до трех недель.

В ряде случаев допускается более длительный перерыв – два, три месяца и т.д. иногда непрерывный трудовой стаж, сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе. Так, при поступлении на работу граждан, работавших на Крайнем Севере, если они уволились в связи с истечением срока трудового договора, перерыв может составлять до двух месяцев; при поступлении на работу граждан, высвобождаемых из аппарата управления в связи с осуществлением мероприятий по совершенствованию организации управления, — до трех месяцев при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом супруга на работу в другую местность, при увольнении в связи с уходом на пенсию по старости стаж не прерывается независимо от длительности перерыва в работе и т.д. Сохраняется трудовой стаж в течение всего периода инвалидности .

Как общее правило (оно касается всех случаев увольнения), допустимый перерыв в работе (один месяц, два месяца, и т.д.) увеличивается на время, необходимое для переезда к новому месту жительства, если при переходе с одной работы на другую меняется место жительства. Увеличивается допустимый перерыв в работе и на период временной нетрудоспособности, имевший место во время перерыва в трудовой деятельности.

При расторжении трудового договора по определенным обстоятельствам непрерывный трудовой стаж признается прерванным даже при отсутствии перерыва в работе. Это увольнение: за систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания; за прогул без уважительных причин; за появление на работе в состоянии наркотического или токсического опьянения; за совершение по месту работы хищения имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания. К ним относятся также следующие основания увольнения: за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем предприятия, учреждения, организации и его заместителями, совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны администрации; совершение работником совершающего воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы; требование профсоюзного органа (не ниже районного) расторгнуть договор с руководящим работником, за которым действующим законодательством предусмотрено увольнение .

Помимо работы в непрерывный трудовой стаж при определенных условиях засчитывается некоторая иная деятельность. Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих», гражданам, уволенным с воинской службы засчитывается в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступлением в образовательное учреждение) не превысил одного года. Ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет двадцать пять лет и более, время военной службы включается в непрерывный трудовой стаж независимо от продолжительности перерыва. Обучение в училищах и школах профессионального образования засчитывается в этот стаж, если перерыв между окончанием учебы и поступлением на работу не превысил трех месяцев. Время вынужденного прогула при неправильном увольнении засчитывается в непрерывный трудовой стаж, если работник восстановлен на работе.

Некоторые периоды при соответствующих условиях не засчитываются в непрерывный трудовой стаж, но не прерывают его. Так, период обучения в высшем, среднем специальном учебном заведении, аспирантуре, или клинической ординатуре хотя и не засчитывается в этот стаж, но не прерывает его, если перерыв между освобождением от работы и зачислением на учебу не превысил трех месяцев и перерыв между окончанием учебы и поступлением на работу также не превысил трех месяцев.

Глава II . Порядок исчисления и подтверждения трудового стажа

2.1. Исчисление трудового стажа

Пенсионное законодательство устанавливает два порядка подсчета периодов, засчитываемый в трудовой стаж (в выслугу лет): обычный и льготный. Следует иметь ввиду, что в обычном порядке исчисляются все виды и подвиды трудового стажа, а в льготном лишь отдельные из них и в определенном случае, предусмотренные законом.

Правительство в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях» утвердило правило подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий.

Рассмотрим сначала правила исчисления трудового стажа в обычном порядке.

Исчисление периодов работы, в том числе, на основании свидетельских показаний, и иной деятельности, а также других периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые тридцать дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые двенадцать месяцев этих периодов переводятся в годы.

В случае совпадения по времени периодов работы и иной деятельности, включаемых в трудовой стаж, и других периодов, засчитываемых в стаж, учитывается один этих периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденному заявлением, в котором указывается выбранный для включения в трудовой стаж период.

Иные периоды, предусмотренные Правилами, засчитываются в стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности.

В льготном порядке стаж для назначения трудовой пенсии в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях» подсчитывается лишь в двух случаях – при работе в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона, а организациях сезонных отраслей промышленности. Период такой работы учитывается в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность стажа в соответствующем году составила полный год.

Работа на водном транспорте во многих регионах нашей страны выполняется некоторыми работниками лишь в навигационный период. Продолжительность навигационного периода зависит от климатических условий, в которых расположены водные пути.

Определение сезонных работ дано в ст. 293 ТК РФ. ими признаются работы, которые в силу природных климатических условий выполняются в течении определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев. Однако сезонными работами признаются не все работы, а лишь те, которые включены в перечень, утвержденный в установленном порядке. Условие о сезонном характере работы должно быть указано в трудовом договоре; при приеме на сезонные работы испытание не может превышать двух недель (ст. 294 ТК РФ); сезонные работники вправе расторгнуть трудовой договор до истечения его срока, предупредив об этом администрацию за три дня (ст. 295 ТК РФ), и т.д.

Одной из гарантий работников, занятых на сезонных работах, указанных в перечне, является льготное исчисление их трудового стажа. При этом конкретная продолжительность данной сезонной работы не имеет значения. Главное проработать полный сезон, именно это дает право на льготное исчисление трудового стажа. Если полный сезон не проработан (независимо от причины), то время работы в льготном порядке не исчисляется. На практике при подсчете стажа сезонную работу засчитывают за год, а работу после окончания сезона до начала следующего сезона не учитывают в стаж.

2.2. Подтверждение трудового стажа

Любой юридический факт в юридическом составе должен быть в соответствующем порядке доказан. Трудовой стаж не исключение, его тоже нужно доказать.

Закон предусматривает два способа подтверждения трудового стажа. Первый, основной способ, — подтверждение трудового стажа документами. В таком порядке доказываются все виды трудового стажа – общий, страховой, специальный и непрерывный. При этом документами подтверждается любая трудовая деятельность, засчитываемая в трудовой стаж, а также все иные периоды, которые в него включаются (время ухода за ребенком, инвалидом, и т.д.) .

Второй способ, вспомогательный, состоит в подтверждении стажа свидетельскими показаниями. В таком порядке может подтверждаться стаж работы (кроме работы у отдельных граждан), к тому же лишь при определенных условиях и при назначении пенсии.

Рассмотрим первый способ подтверждения трудового стажа – с помощью документов.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина, в качестве застрахованного, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, а также в случаях когда трудовая книжка не ведется, в подтверждении периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений; справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавших на день возникновения соответствующих правоотношений, и документов работодателя об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в трудовой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и др.) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на временный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вменный доход для определенных видов деятельности, выдаваемых территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Читайте так же:  Вклады для пенсионеров с максимальными процентами: подборка

Периоды иной деятельности, не перечисленной выше, осуществляющейся гражданами, отношения которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возникают в связи с уплатой платежей по обязательному пенсионному страхованию, подтверждаются документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды прохождения военной службы, а также приравненной к ней службы, подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах, и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждаются справкой органа государственной службы занятости определенной формы.

Период содержания по стражей граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и период нахождения их в местах лишения свободы и в ссылке подтверждаются документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде нахождения в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и документом об необоснованном привлечении к уголовной ответственности, выданными в установленном порядке.

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет или за лицом, достигшим возраста восьмидесяти лет, засчитываются в страховой стаж по решению органа, осуществляемому пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов первой группы и детей-инвалидов) гражданина, за которым осуществляется уход.

Факт и продолжительность нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы.
В качестве документов, подтверждающих возраст, могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, а также другие документы.

Период работы гражданина может подтверждаться на основании свидетельских показаний. Он устанавливается на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя. Если документы о работе утрачены в связи со стихийным действием, и восстановить их невозможно.

К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены: документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающее число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия; документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающего факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их установления; справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающего факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

При утрате документов о работе и невозможности и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показания двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которых они подтверждают работу гражданина. К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможности их получения.

Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.

На основании заявления гражданина период его работы по свидетельским показаниям может устанавливаться также и до наступления условий, дающих право на трудовую пенсию.

В утвержденных Правительством Правилах определены общие требования к документам, которые служат доказательством стажа.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности и других периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество гражданина, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи.

Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете трудового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавших на день их внесения в трудовую книжку.

Если помимо трудовой книжки предоставляются отдельные документы о работе за период до заполнения трудовой книжки, к которому относится суммарная запись, то весь страховой стаж, записанный общим итогом, должен быть подтвержден документами или в установленных случаях свидетельскими показаниями. Если в трудовой книжки не содержатся сведения о видах трудовой деятельности, которые должны были вноситься отдельной строкой, то периоды такой деятельности, подтвержденные дополнительными документами, принимаются на ряду с суммарной записью.

В случаях массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций трудовой стаж устанавливается комиссиями по установлению стажа, создаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ. установление факта работы, профессии и периода работы в данной организации осуществляется комиссией на основании документов, имеющихся у работника, а в случае их отсутствия – на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе в одной организации или в одной системе.

Если работник до поступления в данную организацию уже работал, комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт.

По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа каждого работника. Администрация организации на основании акта комиссии выдает работнику дубликат трудовой книжки. Периоды трудовой деятельности, установленные комиссией, включаются в общий и специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, а также для установления ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет как время работы, подтвержденное документами.

Запись о работе, внесенная в трудовую книжку (дубликат трудовой книжки) на основании решения комиссии по установлению стажа, образуемой и действующей в соответствии с порядком, определяемым Министерством Труда и социального развития Российской Федерации, рассматривается наравне с записью, подтвержденной документами. Это особый порядок подтверждения стажа, он предусмотрен для случаев массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций. Введен этот порядок по поручению Правительства.

Рассмотренный выше порядок, как уже говорилось, относится к случаям, когда документы организации уже утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, и не включает возможности установления трудового стажа по свидетельским показаниям в обычном порядке, если невозможно получить документы о трудовой деятельности, имевшей место до поступления на работу в организацию, утратившую документы в связи с чрезвычайными ситуациями.

Заключение

Итак, исходя из данной контрольной работы, можно сделать следующие выводы.

Право на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт трудового стажа. Помимо указанной деятельности, в трудовой стаж включаются также периоды, когда гражданин не мог работать по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с необходимостью ухода за ребенком или инвалидом; в связи с учебой в вузах по очной форме обучения и т.п.).

Реформа пенсионного законодательства внесла существенные изменения в правовое регулирование трудового стажа, значительно снизив значение трудового стажа для получения отдельных видов социального обеспечения, ужесточив порядок его исчисления.

Трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность. Качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).

В современный период нормативные правовые акты, наука права социального обеспечения выделяют несколько видов трудового стажа: общий трудовой стаж, страховой стаж, специальный трудовой стаж, непрерывный трудовой стаж.

Список используемой литературы

Нормативные правовые акты:

1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001. №197-ФЗ в ред. от 25.11.2009. // СЗ РФ. 07.01.2002. №1(ч.1). ст.3.

2. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от17.12.2001. №173-ФЗ в ред. от 30.06.2009. // Российская газета. №247. 20.12.201.

3. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998. №76-ФЗ в ред. от 14.03.2009. // СЗ РФ. №22. 01.06.1998. ст.2331.

4. Закон «О занятости населения» от 19.04.1991. №1032-1 в ред. от 18.10.2009. // СЗ РФ №17. 22.02.1996. ст.1915.

Литература:

5. Буянова М.О. Право социального обеспечения России. — М.: ТК Велби. 2007. 488с.

6. Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2009. 486с.

7. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник. – М., 2008. 608с.

8. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. – М., 2009. 293с.

9. Сулейманов Г.В. Право социального обеспечения. Ростов н/Д., 2009. 512с.

10. Филиппова М.В. Право социального обеспечения: Учебник. – М. Юристъ. 2008. 446с.

Закон «О занятости населения» от 19.04.1991. №1032-1 в ред от 18.10.2009. // СЗ РФ №17. 22.04.1996. ст.1915.

Филиппова М.В. Право социального обеспечения: Учебник. – М. Юристъ. 2008. С.178.

Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник. – М., 2008. С.332.

Буянова М.О. Право социального обеспечения России. — М.: ТК Велби. 2007. С.243.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998. №76-ФЗ в ред. от 14.03.2009. // СЗ РФ. №22. 01.06.1998. ст.2331.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от17.12.2001. №173-ФЗ в ред. от 30.06.2009. // Российская газета. №247. 20.12.201.

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001. №197-ФЗ в ред. от 25.11.2009. // СЗ РФ. 07.01.2002. №1(ч.1). ст.3.

Сулейманов Г.В. Право социального обеспечения. Ростов н./Д., 2009.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
  2. Майринк, Густав Кабинет восковых фигур / Густав Майринк. — М.: Terra Incognita, 2015. — 304 c.
Понятие и порядок расчета непрерывного трудового стажа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here