Увольнение пенсионеров после реформы: возможна уголовная ответственность

В этой статье постарались полностью описать тему: "Увольнение пенсионеров после реформы: возможна уголовная ответственность" и прокомментировать ее для неопытных людей. Если у вас по мере прочтения возникнут вопросы обратитесь к консультанту.

Негативные последствия пенсионной реформы предугадывались еще на стадии обсуждения. В связи с повышением возраста выхода на пенсию уже через несколько лет граждан ожидает увеличение безработицы. Государственные органы решили защитить категорию населения, которой сложнее всего будет найти работу или попасть под сокращение штата, – людей предпенсионного возраста.

В первом же чтении Госдума приняла законопроект, предусматривающий для работодателя административную и уголовную ответственность за безосновательное увольнение пожилых сотрудников. Проект выстроен на базе похожего нормативного акта, ст. 145 УК РФ.

Содержание законопроекта

Согласно закону об уголовной ответственности, для работодателя, уличенного в возрастной дискриминации, предусмотрен ряд различных санкций. Это не уголовное наказание в прямом смысле, в тюрьму директоров юридических лиц сажать не будут.

Наказание за необоснованное увольнение сотрудника предпенсионного возраста:

  • Штраф до 200 тыс. руб.
  • Штраф в размере заработной платы за 1–18 месяцев.
  • Исправительные работы до 360 часов.

Закон распространится не только на действующих сотрудников, но и на соискателей вакантных должностей. Если работодатель отказывает гражданину в найме, исходя из его физических параметров (возраста, пола, расы, состава семьи и т.д.), его привлекут к ответственности.

Эффективность законопроекта

В Трудовом, Гражданском кодексах, Конституции РФ уже содержатся статьи, призванные защитить трудовые интересы самых непривлекательных для бизнеса социальных прослоек. Так, ст. 145 УК РФ регламентирует применение санкций к компаниям, которые отказывают в трудоустройстве беременным и женщинам с детьми.

Практика показывает, что подобные нормативы не показывают эффективности. Женщины фертильного возраста и с детьми дошкольного, младшего школьного возраста испытывают постоянные проблемы с трудоустройством. Такая же судьба ожидает людей предпенсионного возраста. Особенно если работодатели почувствуют опасность в форме потенциальной ответственности. Под любыми предлогами таким соискателям будут отказывать.

Со стороны государственных органов ожидается всплеск активности, показательное привлечение к ответственности нескольких компаний за увольнение или отказ в трудоустройстве людям предпенсионного возраста. Но в будущем законопроект, который ввела Госдума, не окажет должной защиты пожилым гражданам.

В каких случаях увольнение возможно

Освобождение сотрудника от должности по инициативе работодателя регламентируется ст. 81 ТК РФ. Увольнение допускается в случаях:
  • Сотрудник совершает дисциплинарные нарушения. К ним относят прогулы, нахождение на рабочем месте в нетрезвом состоянии, кражу средств, товаров и другого имущества компании.
  • Регулярное нарушение дисциплины. Сотрудник несколько раз опаздывал, намеренно игнорировал распоряжения начальства, уклонялтся от рабочих обязанностей.
  • Оптимизация штата. Одна из немногих возможностей для работодателя сократить число работников без конкретных причин. Не распространяется на граждан предпенсионного возраста.
  • Ликвидация юридического лица. Если компания закрывается, все сотрудники подлежат увольнению без ограничений.

В случае беспочвенного увольнения наступает уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров. Однако каждый трудоустроенный гражданин знает, что работодателю вовсе не обязательно увольнять сотрудника. В любом коллективе есть рычаги воздействия на персонал, при использовании которых «неугодные» вынуждены увольняться по собственному желанию.

Доказать, что сотрудник сам уволился в связи с действиями нанимателя, практически невозможно. Защиту по новому законопроекту получит лишь небольшая прослойка граждан пожилого возраста.

Что говорят работодатели

По статистике, проблемы с трудоустройством начинаются у женщин старше 35 лет и мужчин старше 40. После 50 устроиться на работу по специальности с достойным заработком становится фактически невыполнимо. У работодателей есть собственные причины на такое поведение:

  • Эффективность труда ниже, чем у молодых коллег. Это связано с естественным процессом старения и ухудшенным самочувствием у пожилых людей.
  • Хуже обучаемость. На большинстве предприятий есть современное оборудование, которое взрослые люди осваивают с большой неохотой.
  • Увеличивается текучка кадров. Сотрудник уйдет на пенсию через 1-2 года, компании придется снова искать сотрудника. Это увеличивает расходы предприятия на обучение, повышает нагрузку на остальной персонал.

Разумеется, первые 2 замечания относятся не ко всем соискателям, но в бизнесе никто не хочет рисковать. Отказы в работе и увольнения сотрудников предпенсионного возраста будут проводиться по надуманным причинам: недостаточной квалификации, ликвидации должностей и т.д.

В заключение

Правительственные инициативы понятны. Госдума старается минимизировать последствия принятой реформы о повышении пенсионного возраста. Возможно, таких законов не выпускалось бы, если бы не массовое недовольство граждан. Итоги нового законопроекта:

  • В 2019 г. до принятия новых нормативов повысилось количество заблаговременно уволенных сотрудников. Работодатели избавляются от «балласта», чтобы обезопасить себя в будущем.
  • Людей предпенсионного возраста по-прежнему не захотят нанимать. Мало кто будет устраивать разбирательства с каждым работодателем, поэтому эффективность законопроекта минимальна.
  • Рабочие места потеряют молодые специалисты, которым и так сложно найти трудоустройство по специальности. Часть работодателей отдаст предпочтение пожилым, уже нанятым сотрудникам.
Последствия принятия пенсионной реформы и сопутствующих законопроектов граждане России смогут прочувствовать уже в ближайшие несколько лет. Основные негативные последствия спрогнозированы уже сейчас.

В рамках пенсионной реформы одной из мер смягчения ее воздействия на российских граждан может стать уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров. О подобных гарантиях для лиц предпенсионного возраста сообщали как Минтруд, так и сам Президент РФ Владимир Владимирович Путин в своем обращении к гражданам. Ожидается, что ответственность за увольнение будущих пенсионеров сможет обеспечить сохранность их рабочих мест и защиту от произвола работодателей.

Читайте так же:  Как оформить пенсию по инвалидности: пошаговая инструкция?

Ответственность за увольнение будущих пенсионеров – современные нормативы

Российское законодательство обеспечивает ряд социальных гарантий гражданам и иным лицам, трудящимся на территории РФ во всех субъектах хозяйствования. В частности, положения ТК РФ предполагают достаточно много ограничений, налагаемых на работодателей, в том числе и в вопросах увольнения граждан. Например, уволить сотрудника можно лишь при наличии веских на это причин, к коим относятся:

  • Совершение серьезного дисциплинарного нарушения – прогула, появления в состоянии опьянения, хищения.
  • Неоднократное нарушение дисциплины предприятия. Например – несколько опозданий в течение года, невыполнение распоряжений руководства.
  • Ликвидация предприятия. В таком случае все сотрудники так или иначе, но должны быть уволены без ограничений.
  • Сокращение штата. Это фактически единственная возможность для работодателей самостоятельно избавиться от некоторых сотрудников, однако она также предполагает ряд ограничений и гарантий для трудящихся, в том числе право преимущественного оставления на работе у отдельных их категорий, выплату выходных пособий.

Более подробно об увольнении по инициативе работодателя, которое производится в соответствии с нормативами статьи 81 ТК РФ, можно прочитать в отдельной статье. Как можно понять из законодательных нормативов, сейчас никаких дополнительных гарантий для пенсионеров или лиц предпенсионного возраста не предусмотрено. Единственной возможной мерой воздействия на работодателей, предусматривающей дополнительную ответственность, является применение к нему уголовного наказания при увольнении или отказе в приеме на работу беременных работниц и соискательниц.

Однако в рамках пенсионной реформы многих россиян ждут серьезные изменения, которые затронут не только непосредственно сферу пенсионного обеспечения и системы ее формирования, но и трудовые взаимоотношения. В том числе одним из возможных потенциальных изменений может стать внедрение механизма ответственности работодателей за увольнение граждан предпенсионного возраста.

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров – источники информации

Широко о возможном введении уголовной ответственности за увольнение будущих пенсионеров экономисты и политики заговорили после обращения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина к народу, посвященного смягчению пенсионной реформы. Так, гарант Конституции озвучил несколько различных шагов, за счет которых проведение реформирования пенсионной системы не сильно ударит по российским гражданам.

Однако инициатива Владимира Путина не была первичной – еще в середине июля 2018 года разработку законопроекта, посвященного внедрению дополнительных механизмов социальной защиты лиц предпенсионного возраста начало Министерство Труда. В том числе уже на этом этапе разработки представители Минтруда сообщали о возможном введении уголовной ответственности за ограничение прав на труд у лиц предпенсионного возраста.

Пока что законопроект находится лишь в стадии разработки. Более того – даже закон о пенсионной реформе еще не был принят Государственной Думой, поэтому никакой конкретной информации о том, как именно будет регулироваться ответственность за увольнение будущих пенсионеров, нет.

Важным аспектом в вопросе возможного использования механизмов привлечения работодателей к ответственности за нарушение трудовых прав будущих пенсионеров, является само определение предпенсионного возраста. На сентябрь 2018 года правового регулирования этого понятия практически нет – единственным упоминанием о дополнительных соцгарантиях и льготах является закон о занятости населения, предполагающий повышенную продолжительность выплаты пособия по безработице для лиц, которым осталось менее двух лет до получения права на пенсию.

Однако новые изменения в пенсионном и трудовом законодательстве предполагают официальное закрепление понятия предпенсионного возраста с предоставлением расширенного пакета социальных гарантий таким лицам. Так, предполагается, что они будут предоставляться лицам, которым до получения пенсии осталось 5 лет – с 55 лет женщинам, и с 60 лет мужчинам. О том, как именно рассчитывается предпенсионный возраст и какие льготы подразумевает в проектах правительства и депутатов Госдумы, можно прочитать в отдельной статье.

Читайте так же:  Образец акта на списание ТМЦ - порядок оформления

Как будет реализовываться ответственность за увольнение будущих пенсионеров

Владимир Путин в своей речи, обращенной к российским гражданам по поводу пенсионной реформы, упомянул возможность привлечения работодателей к ответственности как административного, так и уголовного характера за нарушение прав лиц предпенсионного возраста. Соответственно, для реализации таковой возможности обязательно в рамках пенсионной реформы должны будут вноситься изменения в содержимое Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях.

Возможных путей реализации такого вопроса предполагается несколько. Первый вариант предусматривает дополнение уже существующих статей УК РФ и КоАП РФ. То есть – внесение правок в статью 5.27 КоАП РФ, рассматривающую нарушение трудового законодательства, и в статью 145 УК РФ, рассматривающую незаконный отказ в трудоустройстве или увольнение беременной. Однако для таких изменений придется изменять и наименование как минимум статьи УК РФ. Поэтому более реалистичным выглядит вариант с добавлением новых нормативов, например – статьи 145.1 УК РФ, которая будет отдельно рассматривать уголовную ответственность за увольнение будущих пенсионеров.

Наравне с ответственностью за увольнение, Президент также упомянул и об обязательном применении аналогичных санкций к тем, кто будет отказывать лицам предпенсионного возраста в трудоустройстве. Весь этот комплекс мероприятий, как ожидается, сможет уменьшить желание работодателей избавиться от стареющих работников – согласно статистике сейчас лишь государственные службы и некоторые крупные корпорации в своем большинстве не отказывают в возможности работать пенсионерам. Небольшие же субъекты хозяйствования предпочитают набирать молодых сотрудников по целому ряду причин.

Ни в действующем законодательстве, ни в планируемых законопроектах не предусматривается особая ответственность за увольнение пенсионеров – лиц, которые уже получают пенсии. Внедрение особых механизмов правового регулирования затронет исключительно лиц, которые еще не получили права на пенсию.

Почему нужна ответственность за увольнение будущих пенсионеров

Почему же российские работодатели не хотят работать с лицами пенсионного и предпенсионного возраста? В первую очередь это связано с рядом как фактических сведений, так и заблуждений, ведь даже достоверные и научно подтвержденные статистические данные о возможностях и склонностях возрастной группы оценивают ее в целом, а не предполагают применения этой информации к каждому пенсионеру.

При этом данная проблема является достаточно острой для российского рынка труда – согласно данным статистики, трудности в трудоустройстве начинают испытывать люди по достижении всего лишь 40 лет, а с 50 шансы на получение хорошего рабочего места приближаются к нулевым. В качестве основных причин увольнения стареющих работников или отказа их в приеме на работу, работодатели называют:

  • Низкую эффективность труда. Многие пенсионеры, особенно в сферах деятельности, где требуется выполнение больших объемов работ, особенно при использовании физического труда, действительно демонстрируют меньшую эффективность в сравнении с молодыми работниками. Однако в таком случае их увольнение или отказ в приеме на работу не являются фактической необходимостью, если работодатель имеет возможность установить сдельную оплату труда с конкретными нормативами выработки.
  • Плохую обучаемость пенсионеров. Снижение умственных способностей, интеллекта и скорости обучения с повышением возраста – научно доказанный факт. Пользуясь такой информацией, многие работодатели считают, что вложения в обучение сотрудников предпенсионного возраста являются куда менее эффективными, чем в молодых трудящихся, в том числе и по причине их скорого возможного выхода на пенсию. Однако фактически, некоторые лица предпенсионного возраста могут демонстрировать и лучшие результаты, с более высокой лояльностью к работодателям.
  • Повышенные риски текучести кадров. Преклонный возраст – это также одна из популярных причин в отказе для трудоустройства, если работодатель желает снизить текучесть кадров. Ведь большинство российских людей выходят на пенсию, а не продолжают работать по достижении возраста, дающего право на пенсионное обеспечение. Однако иные работодатели, в свою очередь, наоборот стремятся оставлять опытных работников в штате, мотивируя их дополнительными преференциями – ряд подобных дополнительных гарантий предполагает и законодательство.

Большинство подобных проблем предполагается устранить путем внесения новых изменений в трудовое законодательство. Так, обучение работников предпенсионного возраста Президент предлагает возложить на государство или предусмотреть дополнительные компенсации затрат на него. Бороться же с дискриминацией и предрассудками помогут именно внедряемые механизмы ответственности за увольнение будущих пенсионеров.

Плюсы и минусы ответственности за увольнение будущих пенсионеров

Подобная инициатива уже была всесторонне и неоднократно рассмотрена различными экспертами, и далеко не все из них считают, что закрепление в законодательстве ответственности за увольнение в предпенсионном возрасте принесет позитивные изменения. Однако авторы инициативы и Президент приводят следующие доводы, показывающие преимущества такого подхода:

  • У работодателей, а главное – непосредственно ответственных за процедуру увольнения лиц, появится серьезный сдерживающий фактор, учитывая высокое значение уголовной ответственности для всех сфер жизни, даже без фактического наказания в виде лишения свободы. Соответственно, любое подобное увольнение или отказ в трудоустройстве будут вопросом куда более сложного выбора, чем просто постановка подписи в документе.
  • За счет наличия ответственности снизится количество лиц, ожидающих своей пенсии в статусе безработных, что позволит уменьшить нагрузку на государственный бюджет и фонды, а также повысит количество фактически работающих лиц, что обеспечит их более активное наполнение.
  • Народное негодование из-за пенсионной реформы за счет такой инициативы будет смягчено, так как она предполагает дополнительные гарантии, которые начнут действовать уже с 2019 года, когда сама реформа продлится в течение как минимум 10 лет.
Читайте так же:  Можно ли самому на себя подать на алименты?

Однако критики указывают на следующие факты, которые может повлечь за собой введение уголовной ответственности за увольнение лиц предпенсионного возраста:

  • Система ответственности за увольнение или отказ в трудоустройстве беременной женщины работает достаточно плохо. Так, многие работодатели просто отказывают в приеме на работу молодым девушкам, опасаясь их ухода в декрет, а придумать достаточную причину для отказа в трудоустройстве, не связанную напрямую с беременностью не составляет труда. Аналогично этому, ничто не помешает работодателям заранее, с целью избежать будущих потенциальных проблем, увольнять работников до достижения ими предпенсионного возраста, что еще сильнее увеличит количество безработных.
  • Ответственность за увольнение будущих пенсионеров будет предполагать также снижение общего количества вакантных рабочих мест и повышение уровня безработицы, что усложнит трудоустройство молодых специалистов.
  • Эффективность ведения деятельности организаций может снизиться, если их в принудительном порядке обязать оставлять на работе сотрудников предпенсионного возраста вместо обновления кадрового состава и оптимизации управления персонала.

Возможна и эксплуатация нормативов законодательства сотрудниками предпенсионного возраста, которые могут пользоваться своим статусом для игнорирования требований работодателя и своих трудовых обязанностей, в том числе и с намерением оспорить незаконность увольнения в суде с получением ряда компенсаций.

Своей подписью российский президент Владимир Путин ввел в действие новый уголовный штраф для всех работодателей. Его принятие было продиктовано рядом недавних изменений, связанных с повышением пенсионного возраста. Путем введения уголовного наказания в достаточно ощутимом размере, законом обеспечили соблюдение социальных гарантий на труд. Разберемся, кому и при каких условиях будет грозить уголовное преследование.

Штраф и уголовная ответственность за увольнение

Президент РФ 3-го октября 2018 г. утвердил ФЗ о повышении пенсионного возраста россиян до 60-ти лет для женщин и до 65-ти лет для мужчин. Помимо этого, подписано ряд иных сопутствующих нормативно-правовых актов, среди них и ФЗ за № 352, которым внедрены на законодательном уровне новые уголовные наказания для всех без исключения работодателей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Так, начиная с момента вступления ФЗ в силу, т.е. с 14.10.2018, уголовно наказуемым деянием является:

– безосновательный отказ в приеме на работу россиян предпенсионных лет;

– безосновательное увольнение физлиц, которые достигли предпенсионного возраста.

В объяснительной записке к документу отмечено, что данные мероприятия направлены на обеспечение сбалансированности и долговременной финансовой стабильности в работе федеральной пенсионной системы. Нововведения направлены в первую очередь на социальную защиту нового класса россиян — лиц предпенсионного возраста.

Какой возраст считается предпенсионным?

Выясним, кто в связи с повышением пенсионного возраста отнесен к такой категории граждан? Итак, люди предпенсионного возраста — это те россияне, которым по новому закону до пенсии остается пять или меньше лет — т.е. по факту это «вчерашние» пенсионеры до пенсионной реформы. Теперь же работодателям нужно при взаимоотношениях с этой категорией сотрудников соблюдать установленные правила.

Читайте также: Новая пенсионная реформа в России: население против

Нарушившим правила работодателям грозит уголовный штраф в размере 200 000 рублей. За допущенные промахи санкции накладываются на должностных лица компаний или ИП-работодателей. Кроме штрафа нарушителей могут ожидать и исправительные работы сроком до 360-ти часов.

Совет работодателям: как не нарушить закон о предпенсионном возрасте

Из-за пенсионной реформы был изменен возраст выхода россиян на заслуженный отдых. В этой связи возникла угроза, что лица предпенсионного возраста не смогут трудоустроиться или будут уволены. Поэтому в отечественное законодательство и был введен новый термин «физлица, достигшие предпенсионных лет». Кроме того, за нарушение их конституционных прав на труд внедрена уголовная ответственность. Назначение уголовного штрафа в этом случае служит сдерживающим фактором для работодателей.

Читайте так же:  Какая статья за непреднамеренное убийство?

Читайте также: Как работать и зарабатывать не нарушая Уголовный кодекс

В случае если лицо предпенсионного возраста пожалуется на притеснения со стороны работодателей, то весьма вероятно, что под санкции попадут должностные лица компании (или непосредственно виновные работники, к примеру — кадровики).

В связи с этим ответственным за трудоустройство лицам потребуется строго соблюдать определенные правила:

– не прописывать в открытых вакансиях возрастные ограничения для соискателей;

– помнить, что россияне предпенсионного возраста, которым до выхода на заслуженную пенсию осталось пять и менее лет, относятся к социально-защищенным слоям населения. Не стоит забывать, что для некоторых категорий достижение пенсионного возраста происходит раньше обычного, к примеру, многодетная мать при достижении 45-ти лет получает статус лица предпенсионного возраста;

– при формулировании отказа в трудоустройстве четко прописывать причины отказа — например, делать акцент на недостаточности навыков и опыта работы, несоответствии квалификации;

– не забывать, что увольнять лицо предпенсионного возраста по желанию работодателя теперь строго воспрещено.

Читайте также: Предпенсионный возраст: как найти работу?

Изменения в УК России – последствия пенсионной реформы

В связи с пенсионной реформой в УК России введена новая статья под № 144.1 «Безосновательный отказ в приеме на роботу или безосновательное увольнение физлиц, достигших предпенсионных лет».

Статьей предусмотрено, что за уголовные деяния нарушителей ожидает такое наказание:

– штраф до 200 тыс. руб. или размер заработка или другой прибыли виновного лица за период до 18 мес.;

– исправительные работы до 360 часов.

Кроме этого необходимо подчеркнуть, что поскольку санкции не административные, а уголовные, то помимо штрафа виновное лицо будет иметь судимость со всеми истекающими для него негативными последствиями.

Теперь работодателям (должностным лицам компаний и нанимающих персонал предпринимателям) следует со всей ответственностью подходить к соблюдению законности в трудовых правоотношениях с лицами предпенсионного возраста. Эта категория социально-незащищенных работников получила закрепленные на госуровне гарантии, что работодатель не сможет уволить их лишь по своему желанию, не имея на то веских оснований.

Увольнение пенсионеров после реформы: возможна уголовная ответственность 159

Юрист и бухгалтер по образованию. Пишу профессиональные статьи на тему налогов, финансов, законодательства.

2018 год, вне всяких сомнений, запомнится жителям РФ пенсионной реформой. Во время всеобщей эйфории от открытия чемпионата мира по футболу, Правительство во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым анонсировало реанимацию пенсионного законодательства, отложенную еще с 2013 года в связи с финансово-экономической нестабильностью в стране. Инициатива премьера не нашла поддержки большей части населения, выступившего, в первую очередь, против повышения пенсионного возраста.

Долго хранивший молчание президент Владимир Путин 29 августа обратился к гражданам с речью, главной темой которой стало реформирование пенсионного законодательства. Президент высказался о необходимости привлекать к уголовной ответственности виновных в необоснованном увольнении лиц предпенсионного возраста. Ровно через месяц Государственная Дума приняла законопроект о внесении поправок в Уголовный кодекс. О том, как новыми уголовно-правовыми методами государство пытается защитить лиц предпенсионного возраста от произвола работодателей, в материале «Полиграф.Медиа».

Увольнение пенсионеров после реформы: возможна уголовная ответственность 136

Уволен по несобственному желанию

Несмотря на заявление Владимира Путина о преодолении страной экономического кризиса, улучшении условий жизни граждан, увеличении продолжительности жизни населения, очевидно нерешенными остаются проблемы условий труда и поиска работы.

К сожалению, будь то потенциальный работник, находящийся в поисках рабочего места, или «ветеран» труда, отдавший большую часть своей сознательной жизни работе одной компании, каждый из них неизбежно сталкивается с откровенным пренебрежением нормами трудового законодательства на протяжении всего процесса трудовой деятельности, начиная от отказа в предоставлении рабочего места по признаку расовой неприязни, и заканчивая понуждением уволиться по собственному желанию.

Судебная практика знает немалое количество споров, связанных с требованием о восстановлении на работе в связи с незаконным увольнением. [1]

  • Так, в 2013 году Верховным судом Республики Татарстан вынесено решение (апелляционное определение), согласно которому увольнение работника по причине подачи им заявления «по собственному желанию» неправомерно. Судом установлено, что написание работником заявления об увольнении по собственному желанию обусловлено сложившейся между ним и работодателем конфликтной ситуацией, вызванной неправомерным поведением последнего. Работник обратился к работодателю с требованием обеспечить надлежащие условия труда, выдать спецодежду и инструменты. Работодатель, не желая удовлетворять требования подчиненного, начал оказывать на него давление. Он составил акт, в котором зафиксировал отказ работника выходить на работу, а также указал, что не истек срок эксплуатации одежды и инвентаря, выданных работнику до увольнения. Тем самым работник вынужденно написал заявление об увольнении по собственному желанию, не желая быть уволенным по инициативе работодателя. Решением суда работник был восстановлен на работе.
  • Аналогичная ситуация произошла в Республике Калмыкия. В 2012 году Верховный суд восстановил на работе «отсутствующего» работника, который, находясь на дежурстве, почувствовал недомогание и с разрешения мастера покинул рабочее место для получения медицинской помощи. Работодатель составил акты о его отсутствии (без выявления причин) на работе. Работник написал заявление об увольнении по собственному желанию с целью исключить свое увольнение по компрометирующим обстоятельствам.
Читайте так же:  Приказ на отпуск – предоставление, отмена, отзыв

Сложившаяся судебная практика является отражением всего происходящего в сфере взаимоотношений «работник-работодатель». Богатая на примеры практика, без учета на не выявленные нарушения трудового законодательства при приеме или увольнении на работу, свидетельствует о критичности обстановки и необходимости внимательнее подходить к проблеме правовой защиты работника.

В связи с этим вполне логичной представляется инициатива президента обеспечить нормативно-правовую протекцию слабозащищенной в силу своего возраста предпенсионной категории граждан.

Виновен? Докажи!

Законопроект о внесении поправок в Уголовный кодекс РФ, зарегистрированный 6 сентября 2018 года, достаточно быстро прошел тернистый путь трех чтений Государственной Думы и уже сейчас направлен на рассмотрение в комитеты Совета Федерации. Высокая скорость принятия законопроекта не удивляет, особенно когда инициатива исходит от президента, а сам закон является сопутствующим обязательным элементом огромной пенсионной реформы. Вызывает удивление скорее факт непрекращающегося потока принятых законодателем «мертвых» правовых норм, которыми давно переполнено отечественное законодательство. К такой категории норм следует отнести новую статью Уголовного кодекса РФ 1441«Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста», поскольку можно столкнуться с проблемами применения данной нормы на практике.

Согласно принятой в третьем чтении редакции статьи 1441, к уголовной ответственности привлекается лицо, необоснованно отказавшее в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованно уволившее с работы такого лица по тем же мотивам.

Мотив в данной статье является обязательным признаком и конструктивным элементом состава преступления. Иными словами, отсутствие мотива исключает преступность деяния. Для вменения лицу данного преступления необходимо доказать, что работодатель, не принимая на работу или увольняя работника, мотивировал свое деяние нежеланием видеть на рабочем месте лицо предпенсионного возраста.

Но как доказать наличие такого мотива? Ни один здравомыслящий работодатель не уволит своего работника, мотивируя это фактом предпенсионного возраста последнего. Чем угодно, но не этим. Или прибегнет к психологическому давлению на него, чтобы вынудить написать заявление. Законодатель, внося данную норму в структуру уголовного законодательства, в очередной раз сталкивает следствие лицом к лицу с проблемой доказывания.

Кроме того, в действительности мотивом, которым руководствуется виновное лицо при совершении данного преступления, является не сам факт «достижения работником предпенсионного возраста», а желание и стремление работодателя избежать сотрудничества с «нестабильной» категорией работников и тем самым избавить себя от непредвиденных материальных затрат.

В конечном итоге законодатель, пытаясь обеспечить защиту работника предпенсионного возраста, создал и практически ввел в действие уголовно-правовую норму, имеющую сомнительную перспективу практического применения.

В заключение

Действующее уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность работодателя за схожее преступление, предусмотренное статьей 145 УК РФ – необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев органами следствия выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении работодателя по указанной статье за отсутствием состава преступления. Можно с уверенностью предположить, что практическое применение статьи 1441 Уголовного кодекса столкнется со схожей проблемой.

Войдите , чтобы оставлять комментарии

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
  2. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
Увольнение пенсионеров после реформы: возможна уголовная ответственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here